Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Обычай наречения имен у казахов

6774
Обычай наречения имен у казахов  - e-history.kz
Самой большой радостью для казахов является рождение ребенка. Поэтому к выбору имени для новорожденных всегда относились очень серьезно. Имя по традиции давал дедушка или всеми уважаемый человек.

Мотивы наречения имени у казахов были разнообразными. Имена давались по особенностям внешности. 

Детей с родимым пятном на­зывали Калдыбай, Мендыбай, Мендигуль, Мендикул, Анарбай, Анар, со сросшимися пальцами — Косбармак, Косекен, Артык, Артыкбай. Артыкали. 

О цвете глаз, волос, кожи говорят имена: Каракоз, Коккоз, Карашаш, Сары, Аппак, Акбопе, Карабала. Ребенка с большим носом называли Мурынбай, со вздернутым — Танкыбай, Танкай.

Нередко давались так называемые «рымные» имена, от слова ырым — «суеверие». В семье, где часто умирали дети, новорожденного нарекали именем Токтар, Турсын. Турсынкуль, Журсин, Олмес. Если рождались одни девочки, их называли Улбала, Ултай, Ултуган, Улжан, Улболсын. Недоношенных детей именами — Шалабек, Шалабай, Лекер, Жартыгуль.

С надеждой в то, что злые духи не заметят и не заберут дитя, дава­ли непривлекательные имена: Жаманкул, Итжемес, Шокпыт, Елеусиз, Котибар, Тезекбай, Шулгаубай.

В именах отражается и время появления на свет ребенка: Айжарык, Танатар, Жумабике, Бейсенбай, Дуйсенкул, Базарбай, Кауыс, Шилдебай, Мамыркул, Айткул, Рамазан.

Некоторые имена связаны с событиями, происходившими в день рождения младенца: Бигелди, Жаугашты, Удербай (уд ер — неожидан­ная перекочевка), Аманжол, Байкошкен, Жанбырбай, Дауылбай.

Для кочевых народов было характерно именование детей по мест­ности: Едилбай, Жайлаукул, Адырбай, Таубай, Алтай, Ушкемпир (по названию колодца), Мешитбай.

С пожеланием долгих лет жизни связаны имена: Умирзак, Мынжасар, Бекжан, Есенаман, Мунайтпас. Имена с пожеланием силы, могущества содержат в основе компонент «ер», «батыр», а также названия сильных животных, птиц, металлов, оружия: Ербол, Батыржан, Ителги, Жолбарыс, Кошкар, Нарбай, Тулпар, Темирбек, Найзабек, Семсер, Шокпар, Балтабек.

Большинство казахских имен отражают различные пожелания: бо­гатства (Тайбагар, Айранбай, Жылкыайдар, Байжигит); ума, талант­ливости (Акылжан, Данышпан, Куке, Онербай, Каламбай); щедрости, благородства (Мырзабай, Фаиз, Жомарт, Исмет); счастья, успехов (Бакдаулет, Жемискул, Салтанат, Нургуль); красоты (Айгуль, Накыш, Гуллей, Перизат, Меруерт); чтобы потомок был опорой родителей, народа (Нурсултан, Омирсерик, Аскар, Есмурат); чтобы потомок был уважаемым человеком, руководителем (Бибол, Раис, Амирбек, Акимжан, Малик); чтоб имел хороший характер (Жибек, Патсай, Макпал).

Распространен обычай давать имена в честь почитаемых людей: батыров (Кобыланды, Жанатай, Алпамыс); исторических лиц (Абылай, Толеби, Майкы, Чингис, Зулкарнай); деятелей литературы, искусства (Абай, Шокан, Курмангазы, Ахансери, Бухарбай, Олжас).

Давали имена и в честь народов, племен, родов: Узбекали, Кыргызбай, Дулат, Конырбай, Естекбай, Ногайбай.

С распространением ислама стали давать имена, связанные с 99 эпитетами аллаха (Рахман, Рахим, Мубарак); с именами халифов, пророка и родственников пророка (Абдулла, Али, Абубакир, Мухамбет, Хадиша, Фатима, Айша); с атрибутами веры (Ясин, Аят, Дайыр).

Имена могли появиться по первому попавшему на глаз предмету: Саптаяк, Сатен, Косеубай, Пистегуль.

В советское время перечень имен казахов пополнился словами, обо­значающими социально-экономическое преобразование в жизни обще­ства: Кенес, Сайлаукуль, Советбек, Космос, Трактор, Мира.

В честь революционеров и видных политических деятелей давались имена: Тельман, Марат, Мэлс, Клара, Инесса, Индира, Эрнест.

В 50-х годах широкое распространение получили имена западно­европейского происхождения: Роберт, Рудольф, Аэлита, Луиза, Дина, Диана и др.

В последнее время в связи с приданием казахскому языку статуса государственного наблюдается интерес к именам исконно казахского происхождения.

Наречение имени — процесс живой, постоянно обновляющийся и непосредственно связанный с историко-культурной жизнью народа.


Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г. ., С. 390

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?