Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Пахотные земли 60 лет скрывали от археологов уникальные захоронения

1097
Пахотные земли 60 лет скрывали от археологов уникальные захоронения  - e-history.kz
На протяжении последних нескольких лет в Западно-Казахстанской области проводятся исследования уникального курганного комплекса сарматов, который не тронуло ни время, ни человек.

С 2012 года в Теректинском районе Западно-Казахстанской области специалистами Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством директора центра, доктора исторических наук М.Н. Сдыкова и научного сотрудника центра Я.А. Лукпановой проводятся исследования курганного комплекса Таксай I.

Комплекс состоит из шести земляных насыпей. В кургане №6 было открыто уникальное по составу находок полностью сохранившееся захоронение женщины-жрицы. Важным знаком для археологических поисков этого памятника стали серебряный ритон и перстень, которые были найдены в этом районе во время пахотных работ 60 лет тому назад.

2951f31cf3132dd0586418c332f24000.JPG

До начала раскопок земляная насыпь этого кургана составляла в высоту всего один метр, поскольку постоянно распахивалась, в первоначальном виде она была значительно выше.

Предварительная датировка, проведенная радиоуглеродным методом по остаткам дерева и кости, позволяет говорить о возникновении памятника в период конца VI – начала V вв. до н.э.

Исследования сарматской культуры в научной деятельности Западно-Казахстанского центра истории и археологии основаны на результатах уральской археологической школы, которая сформировалась в Уральске еще в 70-е годы ХХ века. Поэтому закономерно, что сарматология сейчас является одним из основных, наряду с изучением средневековой городской культуры, направлений в работе центра. В течение 10 лет, практически с момента основания центра истории и археологии, было изучено более 50 сарматских курганов, в том числе на комплексах Сегизсай, Кырык-Оба, Булдурта, Облавка и др.

f409f8bf7a9850bb8a3ac551633a4dcc.jpg

В 2012 году в ходе раскопок комплекса Таксай археологами Западно-Казахстанского центра истории и археологии было обнаружено захоронение знатной женщины раннесарматского времени. Материалы, найденные здесь, способ захоронения, элементы погребальной конструкции, большое количество ритуальных предметов и изделий из золота, а также великолепно сохранившийся слепок обугленного от огня гребня с изображением батальной сцены вызвали широкий резонанс в научном мире. 

В истории Западно-Казахстанского региона находка такого уровня исследуется впервые. Ранее обнаруженные здесь «золотая женщина» из комплекса Сегизсай (Лебедевка) Западно-Казахстанской области и «золотой воин-сармат» из Атырауской области значительно уступают по степени информативной насыщенности убранству и предметам комплекса Таксай.

0c32e64937f8f6da398c7c3ce9f17807.jpg

«Золотая женщина»


Выбор комплекса Таксай в качестве объекта для раскопок был не случаен. В 1965 году при распашке пахотных земель здесь были обнаружены предметы, которые, как показало заключение специалистов, относились к сарматской эпохе. Среди находок был и серебряный ритон, вскоре ставший широко известным в научных кругах. Только в 2012 году, спустя 37 лет, было исследовано место случайных находок и определено четыре курганных комплекса. С этого времени проводятся ежегодные археологические работы.

В течение полевого сезона здесь были раскопаны три кургана. В первых двух курганах обнаружены рядовые погребения, которые дали интересные, но малочисленные находки. И только последний, третий, курган принес во многом уникальный материал.

Представляем читателям первые результаты изучения артефактов комплекса Таксай. Все исследования проводились на базе Западно-Казахстанского центра истории и археологии. К работе над археологическими находками были привлечены ученые и специалисты из Астаны и Алматы, Токио (Япония), Бохума и Франкфурта-Дюссельдорфа (Германия), Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Челябинска, Пущино, Новосибирска.

Специалистами научно-реставрационной мастерской, возглавляемой известным художником-реставратором Казахстана, совместно с учеными центра подготовлена скульптурная реконструкция женщины, которая сейчас выставлена в Национальном музее истории в Астане. Здесь же представлены оригиналы всех находок. В Уральске экспонируется вторая скульптурная композиция и копии основных артефактов.

eb6f8167f3b2ffe8df664b6e534c639e.jpg

Таксайский гребень 

6d5188810022d1f424e66c3b7b5f976d.jpg

Реконструкция гребня


По своим параметрам и пышности погребального обряда захоронение Таксайского кургана уступает таким известным скифским памятникам, как Иссык, Солоха, Чертомлык, Огуз и др. Однако по количеству и разнообразию изделий из драгоценных металлов, дерева, бронзы, найденных здесь, сложности погребальной конструкции он вполне может соперничать с богатыми скифскими и сакскими захоронениями, а отдельные предметы можно назвать уникальными и ранее неизвестными в научном мире. Исследование памятника показало перспективность скурпулезного научного исследования, позволяющего существенно дополнить имеющиеся сведения по изучению материальной культуры ранних кочевников Южного Приуралья.

Незначительные письменные данные о  ранних кочевниках, малочисленность иных источников – все это затрудняет возможность охарактеризовать жизнь племен раннего железного века в полной мере. Поэтому основой для изучения древней истории и культуры кочевников являются материалы раскопок археологических памятников. Как правило, курганы в большинстве своем разграблены еще в древности и археологам приходится буквально по крупицам реконструировать погребальную конструкцию памятника, а из фрагментов собирать артефакты.

К счастью, курган №6 комплекса Таксай I – один из тех редких памятников, которого миновала судьба грабительского вмешательства.

Остаются актуальными вопросы происхождения и эволюции культуры ранних кочевников Южного Приуралья.

Существуют различные точки зрения о времени и этапах формирования культуры  ранних кочевников региона. Они были высказаны в трудах М.И. Ростовцева, Б.Н. Гракова,  К.Ф. Смирнова, Л.Т. Яблонского, Б.Ф. Железчикова, С.Ю. Гуцалова, Р.Б. Исмагилова и других ученых. Резюмируя их предположения, мы склоняемся к идее совмещения двух потоков мигрантов и автохтонного населения в конце VI-V вв. до н.э. на территории Приуралья.

К середине  VI  в.  до  н.э. процесс формирования культуры ранних кочевников происходит под влиянием скифов Восточной Европы и саков Приаралья. Кочевые и  полукочевые племена Приаралья появились в Западном Казахстане и на Южном Урале к концу VI в. до  н.э.  Весьма вероятно, что их появление здесь связано с сильным военным  нажимом ахеменидского Ирана на массагетов и переселением последних в южно-уральские степи (Таиров, Боталов, 1996). В результате сложных этнополитических процессов в регионе складывается культура приуральских номадов, представляющая собой симбиоз нескольких крупных этнических групп, который стал началом формирования прохоровской культуры. Сложившаяся культура ранних кочевников Западного Казахстана, как и Южного Приуралья - это «сплав исходно разнородных  этнокультурных формаций, имевших различное территориальное и генетическое происхождение» (Яблонский, 2008).

Результаты  многолетних археологических исследований в Приуралье показали, что население этого региона в раннем железном веке создало самостоятельную и неповторимую культуру. Говоря о культуре племен региона, Л.Т. Яблонский отмечает,  что, занимая территории пограничные со скифами и савроматами на западе, саками на юге, оседлым лесостепным населением на севере и на востоке (в Зауралье), родственные им и близкие по языку приуральские номады сыграли огромную роль в распространении  передовых достижений технологии и культуры того времени на огромных пространствах Евразийской степи от Балкан до Северного Китая.

В эпоху раннего железа здесь достигли значительного прогресса технические приемы металлообработки, повышается профессиональный уровень мастеров, в особенности, ювелиров. Найденные различные украшения из золота, серебра, бронзы  свидетельствуют, что древние ювелиры овладели различными способами изготовления изделий. Это методы  ковки, гравировки, тиснения с низким рельефом, инкрустации, плакировки золотом. Украшения, изготовленные ими, были великолепными  по исполнению, вместе с тем отражали специфику и особенности мировосприятия кочевников. Наряду с местными изделиями, существенную часть материальной культуры ранних кочевников Западного Казахстана и Южного Приуралья составляли предметы импорта, которые отражали направления экономических, политических и культурных связей кочевников.

Ранние кочевники не оставили поселений, но в казахстанской степи  сохранились многочисленные памятники той эпохи, безмолвные свидетели существования здесь номадов – курганы. Они хранят в себе огромное количество информации и являются источником знаний  об истории региона  в период раннего железного века.


Доктор исторических наук М.Н. Сдыков, научный сотрудник Западно-Казахстанского центра истории и археологии Я.А. Лукпанова 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?