Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Об историческом значении декларации суверенитета Казахстана

6201
Об историческом значении декларации суверенитета Казахстана - e-history.kz

Важным историческим шагом в процессе становления независимости Казахстана стало принятие 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР». 

Декларация дала возможность республике выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности. Для данного этапа характерны бурный рост национального самосознания народов, радикализация деятельности различных политических партий, общественных организаций и движений во всех союзных республиках бывшего СССР. 

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в октябре 2022 года, выступая на торжественной церемонии вручения государственных наград и премий, отметил, что казахский народ много лет шел по священному пути к суверенитету. «Декларация о государственном суверенитете Казахстана открыла путь к нашей священной Независимости. Поэтому этот документ имеет историческое значение. С нынешнего года мы по-новому отмечаем День Республики, который получил статус национального праздника. Уверен, это начинание получит широкую поддержку в обществе и станет доброй традицией. День Республики - яркий праздник, призванный возвысить дух народа, укрепить государственность, упрочить наше единство и солидарность», - сказал он. По мнению К.-Ж. Токаева: «Декларация о суверенитете – победа смелости и дипломатии, разума и терпения. Очень скоро мы почувствовали силу этого исторического документа. Мы обновили устои общества и устремились к новым вершинам. Пережив непростой переходный период, Казахстан пошёл по пути построения сильной государственности» [1].

Декларация «О государственном суверенитете» провозгласила принцип верховенства Конституции Казахской ССР и законов на территории Казахстана, право приостанавливать на своей территории действие актов Союза ССР, нарушающих суверенные права республики. Именно с этой Декларации начинается фактическое осуществление республикой своего государственного суверенитета. Находясь в составе СССР, Казахстан был суверенным только юридически, но фактически не обладал суверенитетом и соответственно не мог выступать реальным субъектом международного права. 

В Декларации 25 октября 1990 года была закреплена неделимость и неприкосновенность территории Казахстана, страна определена как субъект международного права. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволили Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказывается от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает национальный характер государственностиДекларация стала базовым основополагающим законодательным актом, с которого начался этап дальнейшего развития государственно-правовой системы страны по пути оформления полной государственной независимости. 

Историческое значение Декларации состоит в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету республики, напомнила о собственной государственности Казахстана, имеющей многовековую историю, подчеркнула принцип территориальной целостности и объявила систему разделения властей важнейшим принципом функционирования республики как демократического и правового государства. 

Так, в динамичном 1990 году в казахстанском обществе, несмотря на кризис, пробуждались силы, которые вскоре создали новое независимое государство – Республику Казахстан. 

Приобретение Казахстаном своей подлинной независимости стало возможным после крушения тоталитарного советского режима. Как известно, политический и экономический кризис в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов достиг своего апогея. «Одряхлевшая и недееспособная советская государственная машина, доставшаяся в наследство последнему руководителю страны, архитектору перестройки Михаилу Горбачеву, давала сбой за сбоем. СССР испытывал тяжелый системный кризис. В союзных республиках стали зарождаться политические движения за независимость и выход из СССР. Попытки применить силу, предпринятые советским руководством в Тбилиси (1989), Баку (1990) и Вильнюсе (1991), дали обратный результат: протесты множились, становились все более массовыми. Драматические события тех лет стали для нас горьким, но важным опытом. Осознавая причины стремительного падения некогда великой державы и анализируя тактические ошибки союзного руководства, мы извлекали важные уроки из происходящего. Они помогли в борьбе с трудностями, а их у Казахстана было немало», писал в своей книге «Эра независимости» экс-Президент Н.А. Назарбаев [2].

Политические реформы в СССР в конце 80 - начале 90-х гг., провозглашение курса на создание социалистического правового государства, создание советского парламентаризма, созыв нового высшего органа власти - съезда народных депутатов, введение института Президента СССР, формирование многопартийности - привели к демократизации общества и сделали неизбежным обострение, казалось, давно «решенного» национального вопроса. Форсированная интернационализация без учета национальных интересов привела к серьезным просчетам в национальной политике. 

18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР ириняло законы о суверенитете, что заставило союзное руководство ускорить разработку нового Союзного договора. Подписание такого договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству. 17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу: быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство проголосовало за сохранение СССР. Не участвовали в голосовании прибалтийские республики, Молдова, Грузия и Армения.

В сентябре Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР признал независимость прибалтийских республик.

Руководители семи республик - России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Но этого не произошло. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Брестом руководители России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В нем заявлялось, что СССР как субъект международного права прекращает своё существование. 21 декабря 1991 г. в Алматы руководители 11 государств (кроме Грузии) подписали Декларацию об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ - Содружества Независимых Государств.

25 декабря 1991 г. М. Горбачёв заявил о своем уходе с поста Президента СССР. Таким образом, 1991 г. ознаменовался эпохальными событиями: неудачная попытка государственного переворота, ликвидация КПСС, распад империи под названием СССР.

Таким образом, к концу 1991 г. в Казахстане сложилась благоприятная политическая обстановка для приобретения своей независимости, Августовский путч 1991 г., распад СССР, создание Содружества Независимых Государств, становление быв­ших союзных республик как самостоятельных государств - ускорили принятие Закона о независимости Казахстана.

После августовского путча в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. 1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря был принят Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», утвердивший новое название - Республика Казахстан. 16 декабря 1991 года Закон «О государственной независимости РК» провозгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана - эпоха независимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну [3].

К независимости казахский народ пришел через два с половиной столетия борьбы. За этот период казахи около 400 раз поднимались на борьбу против царских колонизаторов и командно-административной системы тоталитарного режима. Борясь за независимость, казахский народ страдал от голода, томился в концентрационных лагерях, изгонялся за пределы своей страны, терял лучших своих представителей. 

Провозглашение государственной независимости Республики Казахстан стало величайшим событием в жизни казахского народа. Казахстан стал равноправным членом мирового сообщества. Казахский народ избавился от опасности исчезновения как нации. Созданы были условия для возрождения и развития культуры, традиций, языка, для формирования и развития национальной интеллигенции. Казахи, вынужденно покинувшие страну в годы правления большевиков, получили возможность вернуться на историческую родину.

«Независимость государства – это не просто декларация. Построение подлинной Независимости – это каждодневный кропотливый труд, выверенная и последовательная политика. Мы сохранимся как нация в глобальном мире, только имея сильное и независимое государство. Мы должны твердо придерживаться этой непреходящей истины. «Независимость превыше всего!» – эти слова должны стать нашим девизом», - подчеркивает Президент страны К.-Ж. Токаев [4].

Независимый Казахстан был основан как демократическое и правовое государство. По мере становления Казахстана как суверенного государства естественным явлением общественного развития стали многопартийность и создание общественных объединений. Средства массовой информации были освобождены от идеологического контроля, цензуры.

Независимость Казахстана имела также большое международное значение. На стыке Восточной Европы и Западной Азии появилось новое демократическое государство. Вскоре Казахстан в качестве независимого государства признали многие ведущие страны мира. С марта 1992 г. Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. Республика взяла на себя обязательства по неукоснительному выполнению Устава Организации. 

Казахстан последовательно ведет стратегический курс на углубленное и эффективное участие в существующих интеграционных структурах – ООН, СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ОБСЕ, СВМДА, ОЭС, развивает двустороннее сотрудничество со странами Европы и Азии, Америки. Это дает свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мирохозяйственные и политические отношения 

Расширяется деятельность казахстанских представителей в организациях ООН. Казахстан стал членом Комитета по информации, Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по мирному использованию Космоса, тесно сотрудничает с международным Советом ООН по контролю над наркотическими средствами. Принципиальным является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, ВТО и др. Значимость членства в региональных организациях подчеркивает участие республики в Азиатском банке развития (АБР), Исламском банке развития (ИБР), Европейской энергетической партии и др.

Казахстан в 2010 году первым из государств СНГ возглавил международную организацию ОБСЕ (Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе)Спустя 11 лет очередной Саммит Глав государств и правительств стран-членов ОБСЕ прошел в нашей столице, который принял документ особой исторической важности - Астанинскую Декларацию. 

Одним из самых значительных и масштабных мероприятий стало проведение международной, специализированной выставки EXPO в 2017 году. Казахстан стал первой страной СНГ, которая провела ее. В выставке приняли участие 115 государств и 22 международные организации. Ее посетили порядка четырех млн человек, из которых полмиллиона приехали из других стран. Темой выставки была зеленая энергия.

Стоит отметить, что миротворческая и антиядерная деятельность Казахстана получила заслуженное признание в 2017 году. Тогда государство стало непостоянным членом Совета Безопасности ООН до 2019 года

С июля 2018 года начал свою работу Международный финансовый центр «Астана», расположенный в выставочном комплексе ЭКСПО. Центр стал финансовыми воротами притяжения инвестиционного капитала.

За годы независимости в Астане состоялось семь съездов лидеров мировых и традиционных религий. В работе VII Съезда этих лидеров прининяли участие более 100 делегаций из 50 стран мира. В числе участников съезда - Папа Римский Франциск, Верховный имам Аль-Азхар Шейх Мухаммад Ахмад Ат-Тайеб, Главный Сефардский раввин Израиля Ицхак Иосиф, Патриарх Иерусалимский Феофил III и многие другие.  

Это, несомненно, наш реальный успех. И недаром наша столица находится в географическом центре Евразийского материка, откуда начинаются дороги во все четыре стороны света. Точно так же - весь Казахстан открыт для того лучшего, что накоплено человеческой цивилизацией. Независимость Казахстана была мечтой наших предков. Они видели её в открытости суждений, свободе осознанных поступков. Для современников же Независимость нашей страны состоит из индивидуальных прав и свобод всех и каждого из 20 миллионов граждан.

Т.М. Аминов, 

старший научный сотрудник 

Института истории государства 

МНВО РК, к.и.н., доцент

          

 

Список использованной литературы:

1. Токаев К.К. Декларация о суверенитете – победа смелости и дипломатии, разума и терпения. - Казахстанская правда, 22 октября 2022 г.

2. Назарбаев Н.А. Эра независимости. – Астана, 2017. – 508 с.

3. Кузембайулы А., Абиль Е.А. История Казахстана. Учебник для вузов. Костанай. – 2006. С.263.

4. Токаев К.К. Независимость превыше всего. – Казахстанская правда, 6 января 2021 года.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?