Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ботайцы впервые на планете приручили гордого скакуна

4064
Ботайцы впервые на планете приручили гордого скакуна  - e-history.kz
Известный ученый, археолог Виктор Зайберт подробно рассказал нашему порталу историю о том, как жители древнего поселения Ботай под Кокшетау впервые одомашнили лошадь.

На первый взгляд, это мистификация. Однако за 30 лет исследований ученый и его коллеги из Казахстана, России, Великобритании, США, Германии доказали, что на территории Казахстана древние народы, населявшие Урало-Иртышское междуречье, впервые на планете приручили вольнолюбивого коня.

За годы раскопок на месте поселения обнаружены десятки тысяч костей лошади. С ее помощью преодолевали расстояния, ей, давшей такую сверхвозможность, поклонялись, одновременно ее употребляли в пищу, а ее кости служили орудиями труда и материалом для строительства. «По нашим подсчетам, люди, населявшие эти места, утилизовали до 360 тысяч лошадей, - рассказывает археолог Виктор Зайберт.

Ботайцы первыми начали использовать фундамент при строительстве жилищ. Они смешивали глину и кости, и на таком крепком основании возводили стены. 

Раскопки дали нам удивительную находку: мы обнаружили «яму-консерву». Это специально отведенное место, куда помещалась целая туша лошади. Огонь в яме поддерживался в течение одной-двух недель. За это время происходило сжигание кислорода и таким образом вяление мяса. Таким способом готовили мясо перед дальней дорогой, например, в преддверии откочевки на джайляу.

db37fa6978d639a3aaaf3e222d218261.jpg

Первоначально у ботайцев было бинарное представление о мире, как у египтян: верхний и нижний мир. Богиня Нут утром выдыхала свет, а ночью она его заглатывала. Это было в период неолита. Но когда появилась одомашненная лошадь, новый культ, изменилось представление о мире. Для человека начал существовать верхний, средний и нижний мир. Человек буквально ощутил себя Богом. Представьте, человек сел на коня и начал стремительно преодолевать расстояния. Он, оторванный от степи, под шелест ковыля буквально летел по степи на коне. Как у Некрасова: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою». Лошадь развивала скорость до 27 км в час. 

Стремительно несется по планете, разбрасывая камни копытами, Год лошади. 
А конь - самое красивое создание природы! 
... Когда-то земляне ходили пешком, 
Возвращаясь с охоты с тяжелою ношей, 
На встречу им конь - грациозный и дикий - игривый огонь. 
Подумал ботаец: «Ну, здравствуй, степной!

Оседлаю я время – быть тебе подо мной!»

(эпиграф к книге В. Зайберта «Ботай. У истоков степной цивилизации»)

Таким образом появляется новое мироощущение: верхний мир – Тенгри, Солнце, Космос, Круг, Шанырак, средний – человек, наследник Бога, нижний – мир ушедших.

На Ботае мы нашли и кости волов. На керамике, найденной на поселении, также есть изображение волов, двух колес и дышла. В 4 тысячелетии до нашей эры сюда попадает население, возможно, связанное с древней Атлантидой. В 6 тысячелетии появляется Черное море, заполняются его акватории. Часть людей в преддверии мирового потопа погибает, часть спасается и уходит в поисках новых мест обитания. 

Когда на Ботай пришли люди, они увидели огромное количество лошадей. Еще Паллас, знаменитый исследователь, путешественник, писал, что только во время джута погибало до полутора миллионов голов лошадей. Эти пришлые люди уже знали технологию одомашнивания быков, у них были скальпели для кастрации, путы. Создав определенный культурный блок с местным неолитическим населением, они занялись доместикацией лошадей.

e776ff88e41f4cb95e83ba43eb0a7ffb.JPG

Нет ничего удивительного в том, что ботайцы использовали лошадей, свой культ, в пищу. Это было своего рода естественным отбором. В Индии не едят корову, потому что она первоначально была завезена как культ. Она не существовала на этой территории в естественных условиях, ее привезли с Запада, когда арии пришли в Индию. Это как раз и было в послеботайское время».

Ученый уверен, что одомашнивание лошади естественным образом повлекло за собой развитие культуры одежды наездников. В первую очередь, конечно же, важно было удобство. Чтобы ездить верхом на лошади, ботайцы придумали штаны, они же изобрели сапоги и малахаи.

Древние ботайцы более 600 лет занимались разведением лошадей. Уже тогда они знали, как формировать косяки, как производить выбраковку потомства. 


Людмила Выходченко

Читайте также: 

Один день с археологом

Так где же был впервые одомашнен конь?

Особенности биологии лошади и ее место в экологических нишах региона 

Истоки доместикации лошади 

К проблеме доместикации лошади 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?