Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

В столице открылась выставка «Акмолинский край: в потоке истории»

817
В столице открылась выставка «Акмолинский край: в потоке истории» - e-history.kz
14 марта 2014 года в Астане в Музее Первого Президента торжественно открылась выставка «Акмолинский край: в потоке истории».

Впервые музеи Акмолинской области«открыли» свои двери для жителей и гостей столицы. Раньше, по словам заместителя директора Музея Первого Президента РК Актаева Куляйша Кабдуаликовна, история Акмолинского региона незаслуженно нивелировалась. Хотя край невероятно богат своим историческим и духовным наследием. Уникальность культуры региона в том, что здесь переплелись судьбы, история и культура кочевников, первых крестьян-переселенцев, представителей военного казачества и депортированных народов, сосланных и эвакуированных ученых, первоцелинников.

Три уникальных музея, Акмолинский областной историко-краеведческий музей, Музей истории города Кокшетау и Музей литературы и искусства, привезли в столицу личные вещи выдающихся поэтов и композиторов, редчайшие экспонаты, представляющие собой памятники того времени, когда в традиционную степную культура ворвалась городская жизнь, редкие книги и документы.

Итак, отправляемся в путешествие по Акмолинской области XIX в. – начала XX в.

Женская одежда XIX века подарена казахами Тюмени. Золотое шитье, вышивка. Удивительный экспонат  – по узору можно заметить влияние русской культуры, рассказывает Алма Сунгатовна Кунанбаева, заместитель директора Акмолинского областного историко-краеведческого музея. 

cbbdcc6541d2ee5b53061b4e2b183055.jpg

Женская одежда XIX века

Представленные ювелирные украшения конца XIX – начала XX века выделяются своей изящностью и утонченностью, чем отличаются, к примеру, от изделий мастеров Западного Казахстана. Нам рассказали, что здесь находятся и украшения красавицы Актокты, возлюбленной знаменитого Аканасерэ. Влюбленные не смогли соединиться, потому что девушка уже была засватана и вскоре должна была выйти замуж. 

4e79710240b1e86820d4b807819317b0.JPG

Ювелирные украшения конца XIX – начала XX века

Невозможность быть рядом с любимой стала настоящим потрясением для Акана. Видя муки влюбленного, судьба сжалилась и послала ему талант – в душе юноши проснулся композитор. Много прекрасных произведений исполнил он под звуки своей домбры. Она, кстати, тоже привезена на выставку.

История любви молодого акына легла в основу повести Габита Мусрепова «Акан Серы - Актокты». На ее основе позже была написана пьеса «Трагедия поэта». 

b52304179e62fc1cd0a7f93c8e7880e3.jpg

Рукопись произведения Сакена Жунусова «Акан серэ»

Акмолинский край – родина акынов-импровизаторов, продолжает свой рассказ Алма Сунгатовна. Раньше девушки долго не засиживались в невестах. Акыны ездили из аула в аул, превознося в своих песнях красоту той или иной девушки. После такой похвалы девушки вскоре выходили замуж. Приезд акына в аул был долгожданным и радостным событием для юношей и девушек.

Певцы степи всегда выделялись красивой, даже щегольской одеждой: бархатные чапаны, отороченные  мехом, кожаные ремни и сапоги. Передвигались степные артисты на пролетках или оседланных лошадях, также богато убранных. 

0fd631f759970dec95b35b39ae99e130.jpg

Личные вещи акынов Акмолинской области

da86d58125286691ebeac4ba9dd6981d.jpg

f7341610c71e416e27f3db9987ffc56d.jpg

6bcda9352edc555005283a9f0f390844.jpg

Вешалка, стоявшая в юрте Акана серэ

Акыны, отвлекаясь от искусства, занимались охотой. В такие минуты поэт-импровизатор походил на воина. У каждого было оружие, капканы, ловчие птицы. 

f604373f8d030990f5466a9b13cab48a.jpg

b1774571f922e5aece08a68661273b93.jpg

Охотничий трофей (конец XIX в.)

3c3b8ab86103a9ce4611f4151cbfc522.jpg

Кожаные ремни (конец XIX в.)

«Вот это уникальный экспонат»,  - говорит  заместитель директора Акмолинского областного историко-краеведческого музея, – «это деревянная чаша, передававшаяся из поколения в поколение в семье Чокана Валиханова». Другим редким экспонатом оказался конек –специальный кожаный подойник для доения кобылиц, который был  только у северных казахов. Существует поверье, что он благотворно влиял на удой. Все потому, что изготавливали конек из шейной части шкуры верблюдов, крупного рогатого скота и лошадей. Выделанная кожа сохраняла специфический запах, который успокаивал кобылиц, тот же эффект оказывалсяи от звука, раздававшегося при попадании молока внутрь кожаного сосуда. 

a807aa3cb816a8af0c6aaa003f6549f6.jpg

Деревянная чаша, принадлежавшая семье Ч. Валиханова

8869c0e7ca6213972654207c2b19705a.jpg

Конек – кожаный подойник для доения кобылиц

Экскурсию по интерьеру городского быта конца 19 – начала 20 века провела для нас директор исторического музея г. Кокшетау Габдуллина Ботагоз Жакеновна. Городу исполняется 190 лет, заложен он был в 1824 году. В конце 19 - нач 20 века это был маленький провинциальный городок с населением в 5 тысяч человек. Горожане занимались мелкой торговлей, в основном это были купцы второй гильдии. Выходцы из крестьян, сумевшие разбогатеть засчет торговли, старались строить парадные гостиные, для украшения которых покупалась модная дорогая мебель из России. 

e6e29982a0358ec2e298b0885b7f7de0.jpg

Старинная мебель из фондов музея города Кокшетау

da27f936424bb937deb08adf25ed938d.jpg

У этого старинного фотоаппарата необычная история. Прежде чем стать экспонатом в музее истории Кокшетау, он долгие годы служил своему хозяину – фотографу-криминалисту. 

94abe4734bcd6c8b1102d692a472eb4a.jpg

В музее истории Кокшетау хранится библиотека известного естествоиспытателя, академика и мыслителя Владимира Вернадского, которую он успел собрать за два года своего пребывания в ссылке в Акмолинской области. Говорят, что идея о существовании ноосферы пришла великому ученому именно на берегу озера в Боровом. 

b69a3769f1dce52812e920688bd5da14.jpg

Личная библиотека В. Вернадского

Также любителям редких книг, несомненно, понравится коллекция рукописей XVII-XIX вв. Большинство этих книг представляют собой уникальные памятники чагатайского письма, сформированного на основе арабской графики, персидского и тюркского языков. Особого внимания и почтения заслуживают рукописные книги Ходжа Ахмеда Яссауи «Диуанихикмет» (XVII в.) и ХиссыРагбузи «Хиссасул-Әнбия» (XVIII в.). Эти редчайшие памятники письменности хранятся в Музее литературы и искусства в Кокшетау, в республике всего два таких музея, второй находится в Павлодаре. 

ee82df74581351d9d303e44384df2585.jpg

На выходе из зала нам казалось, что наше удивление на сегодня исчерпало себя, такое колоссальное впечатление оказало увиденное. Однако нас ждал еще один «музей» - выставка художественной керамики известного во всем Казахстане художника и мастера Юрия Григорьевича Попова, а в настоящее время еще и председателя художников Акмолинской области.

Попадая в зал с его работами, буквально оказываешься в Кокшетау, говорят экскурсоводы. Памятники, архитектурные украшения в городе – все сделано его руками. Что ж, давайте посмотрим на экспонаты и тоже окажемся в городе, уже современном. 

005964bc4a9db14c4637637e7934e60e.jpg

Множество судеб и событий хранит в себе история, запечатленная в личных вещах, предметах быта и искусства. Богат Акмолинский край своей историей. Какой областной музей следующим представит свои собрания? Надеемся, подобные выставки из впервые организованных превратятся в добрую традицию.

Автор: Людмила Выходченко

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?