Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Битвы за Сайрам

3581
Битвы за Сайрам - e-history.kz
Эпоха казахско-джунгарских войн, длившаяся с 1635 по 1758 год, оказала огромное влияние на формирование казахской народности и образование территории современного Казахстана.

Эпоха казахско-джунгарских войн, длившаяся с 1635 по 1758 год, оказала огромное влияние на формирование казахской народности и образование территории современного Казахстана. Но это влияние еще не до конца исследовано и осознано даже исторической наукой. Многие эпизоды войны и мира неизвестны, а описание тех битв, что попали на страницы скудных письменных источников, вызывает больше вопросов, чем ответов

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

 В разговорах и спорах авторов на историческую тему возникла идея, что если, не ожидая милостей от историков, побывать на месте известных исторических событий, то природный рельеф, топонимика, рассказы местных жителей, логика военных действий могут подсказать ответы на многие имеющиеся вопросы. Таким образом, мы решили искать свидетельства событий казахской истории не в архивах, а на местах этих событий. Для казахско-джунгарских отношений главными событиями являются битвы. Известно, что их особенности и результат сильно зависят от рельефа местности и времени года. На такие детали большинство наших историков обращают мало внимания, а места битв посещают вообще единицы. Хотя известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А казахи говорят: “Асын барда ельге берiп, ель таны, атын барда жерде журiп, жер таны / имея средства, накорми людей - узнаешь народ, имея коня, путешествуй - узнаешь страну”. У нас, авторов, пока нет средств, чтобы накормить народ, зато есть замечательный тулпар-”проходимец” по кличке “Лэндкрузер”. Поэтому мы, оседлав своего тулпара, решили объездить степи и горы Казахстана и побывать на местах известных казахско-джунгарских битв.

 Во многих местах Жетысу мы уже побывали. В этот раз дорога из Алматы ведет нас в пригород Шымкента - Сайрам, где в течение нескольких лет, с 1681 по 1684 год, проходили битвы с джунгарами за овладение Южным Казахстаном. Кстати, о дороге. Мы едем по строящейся автотрассе Западная Европа - Западный Китай. Местами она закончена, и “Лэндкрузер” весело мчит нас по непривычно ровному, почти зеркальному, двухполосному полотну. Но чаще наш тулпар уныло трясется по объездам и привычным ухабам старой дороги, особенно в Шымкентской области. Наконец проезжаем поселок Аксу и оказываемся в Сайрамском районе...

 Сайрам - одно из древнейших поселений на территории Казахстана. Оно расположено в долине между Таласом и средним течением Сырдарьи. Сейчас центром этой долины и всего Южного Казахстана является город Шымкент. Но в Средневековье главным городом там был Сайрам - Исфиджаб - Аккала. Он стоял в ее самом крайнем восточном начале, на перекрестке Шелкового пути, и был восточными воротами в Туркестан. Удивительный город, который не раз погибал и вновь возрождался и в каждой реинкарнации менял свое имя, которое, как зеркало, отражало этнокультурные изменения в регионе. Местные жители утверждают, что правильное раннее название города - Сарьям, а Сайрам - позднее казахское произношение. Но и это название не имеет общепринятого однозначного объяснения. Приводятся разные версии, но ни одна из них не может считаться удовлетворительной. Рискнем предложить свою версию.

 Она вытекает из религиозной принадлежности местного доисламского населения. Как известно, после осуждения христианскими соборами разных внутренних ересей, типа несторианства и монофизитства, их приверженцы были вынуждены уходить в Египет, Среднюю Азию и даже в Монголию. В VI - VII веках в Сайрамскую долину пришли монофизиты. Они поклонялись Иисусу и богоматери Марии. На восточный лад христианство монофизитского толка звучало как Иса ибн Марьям. В Сайраме даже есть мазар Марьям биби. Иса ибн Марьям постепенно в результате контаминации превратилось в Иса Марьям, а затем в Сарьям. Таким образом, название религиозной общины дало название месту их проживания.

 После завоевания Сарьяма Саманидами в IX веке город наполнился согдийцами и стал называться по-персидски Исфиджабом. В период своего расцвета в X-XII веках Исфиджаб был не только земледельческим, ремесленным и торговым центром, но и восточным форпостом распространения мусульманства. Наряду с базарами и караван-сараями мечети с голубыми куполами и мазары святых мусульманских проповедников были самыми значительными городскими сооружениями. Наряду с купцами и ремесленниками город населяли многочисленные шейхи, ходжи, кази, суфии. При Караханидах город начал тюркизироваться и какое-то время назывался Аккала. Здесь родился и вырос самый знаменитый суфий Средневековья Ходжа Ахмед Ясави. До настоящего времени в разных частях города стоят многочисленные мазары мусульманских святых, в том числе родителей Ходжи Ахмеда: Ибрагим ата и Карашаш ана. Всеми средневековыми источниками подчеркивается особое положение Исфиджаба, как религиозного центра, большая концентрация в нем культовых памятников и роль города в судьбе Ахмеда Ясави. При исламизации края сирийская и персидская культуры, вобравшие идеи христианства, наряду с традиционными местным тенгрианским мировоззрением и обрядами составили тот культурный фон, на котором формировался местный вариант суфизма. Историческая роль города, как культурного-религиозного центра, проявилась в формировании суфистского мировоззрения учителей Ахмеда Ясави, его самого и его последователей.

 После разрушений и смут монгольского периода город вновь возродился в конце XIV века под старым названием Сарьям. Он снова оказался на перекрестке торговых путей из Средней Азии в Казахскую степь и в Могулистан. Снова здесь построили караван-сараи и мечети, заложили сады, опоясали их мощными крепостными стенами и окопали рвом. Сарьям снова стал большим феодальным городом с центральной частью - мединой и торгово-ремесленной частью - рабатом и тюркоязычным оседлым населением. В его рабатах производились шерстяные и кожаные изделия, на мельницах и пекарнях - мука и шелпеки, на полях - дыни, арбузы и виноград, а на многочисленных базарах все это продавалось или обменивалось на скот и животноводческое сырье, привозимое казахами. Вокруг Сарьяма располагались другие кишлаки с населением более 40 тысяч человек. О плотности населения говорит пословица тех лет: “Кошка, если захочет, от Сайрама до Отырара по крышам домов добежит”. А нынешний Шымкент был всего лишь маленьким аулом на западной окраине большого Сарьяма. В конце XVI - начале XVII века городом овладели казахские ханы, и Сарьям постепенно стал Сайрамом. Он даже чуть было не стал южной столицей Казахского ханства. Есим хан некоторое время жил здесь и имел здесь свою резиденцию, аул его родителей кочевал поблизости, но после войны с Турсун ханом в 1627 году, видимо, понял опасную близость Сайрама к Бухарскому ханству и привлекательность для джунгарских набегов. Поэтому, предвосхищая мудрость современных правителей, Есим хан перенес свою ставку в более безопасное место - на север, в Туркестан.

 Сын хунтайши Эрдени Батура - Галдан - был вполне мирным человеком, обучался в тибетских монастырях и готовился стать ламой. Но после убийства своего старшего брата, хунтайши Сенге, он снял духовный сан и, сменив желтые одеяния монаха на воинские доспехи, стал вращать не барабаны буддийских молитв, а колеса войны...

 Придя к власти в 1671 году, Галдан быстро и жестоко расправился со своими сводными старшими братьями - убийцами Сенге, а затем и с остальными соперниками и возможными претендентами. Для укрепления власти он предпринял ряд мер по дальнейшей ее централизации, наведению порядка и законности. Он дополнил ойратский свод законов Ихе Цаадж, стал развивать земледелие и торговлю, чеканил монеты, формировал и вооружал постоянную армию. Власть Галдан Бошокту хана в Джунгарии в этот период становится абсолютной. Добившись внутреннего порядка и стабильности, он принялся за внешнюю политику. Будучи ярым сторонником ламаизма и панмонголизма, он решил воссоздать Великое монгольское государство с буддизмом в качестве официальной религии. По степной традиции, только хан имел легитимное право на объединение и управление кочевыми тюрками и монголами, а со времен Чингисхана титул хана мог иметь только чингизид. Галдан же был всего лишь потомком чоросских хунтайши. Попытка его предка, великого чороса Эсена тайши, стать всемонгольским ханом в 1455 году закончилась трагически. Он был убит восточным монголом как самозванец. Помня об этом, Галдан организовал спектакль по присвоению себе необходимого титула хана. Видимо, по его просьбе в 1679 году Далай лама, якобы за исключительные заслуги по распространению ламаизма, присвоил своему бывшему ученику звание Бошокту (Благословенный) хан. Влияние и авторитет Далай ламы среди монголов были исключительно высокими, поэтому новоиспеченный Галдан Бошокту хан получил формальное право на объединение ойрат и монгол. Но соседние страны и народы не горели желанием попасть под джунгарское владычество, поэтому Галдану пришлось претворять в жизнь свои идеи не силой убеждения, а силой оружия. Эти усилия его и его потомков привели к созданию последней кочевой империи в мировой истории. Ее создание началось с вторжения и подчинения Восточного Туркестана. Затем наступила очередь Западного Туркестана. В 1681 году Галдан отправил вместе с посольством письмо Тауке хану с предложением принять буддизм и объединиться с Джунгарией...

Тауке хан

 В Казахском ханстве в 1680 году ханом стал Тауке (? - 1715). Его отцом был Жангир хан, а матерью Иуран - дочь хошоутского Хундулен тайши. Наверняка Тауке хан, имея родственников среди джунгар, был в курсе всех политических событий Джунгарии и свидетелем объединительных усилий и мер по централизации власти сначала Эрдени Батура, затем Галдана Бошокту. Не удивительно, что он решил последовать джунгарскому примеру, проводя курултаи и приглашая к объединению вождей Улы, Киши и Орта жузов, а также каракалпаков, киргиз, курама. Годы правления Тауке хана стали для казахов временем господства законов, прекращения ханских междоусобиц, объединения жузов и процветания торговли. Но такая благодать наступила не сразу...

 В ставке Тауке - Культобе в Туркестане - регулярно проводились курултаи. Хорошо известны народные слова: “Куль тобеде кунде жиин”. В Сайраме мы услышали продолжение: “Онын пайдасы - бир тиин”. “На Культобе собрания каждый день, пользы от них - на копейку”. Видимо, в начале правления Тауке центробежные настроения были сильны, а султаны и бии не хотели идти на ограничение своей власти, поэтому долго не могли между собой договориться. Все это сказалось затем на судьбе Сайрама. Интересно, что многие казахские ханы, будучи еще султанами или в самом начале своего правления, испытывали поражения от джунгар. Это и Таукель, и Есим, и Жангир, и Абулхаир, и Аблай. Не избежал этой участи и Тауке хан. Началась война.

Битвы за Сайрам

 Когда Тауке хан отказался принять буддизм и стать вассалом Джунгарии, Галдан Бошокту решил нанести удар по Присырдарьинским городам...

 В XVII веке Великий шелковый путь из Китая в Европу потерял свое прежнее значение. Но локальные отрезки пути между соседними странами продолжали функционировать. Одним из них стал Оружейный путь из Бухары в джунгарскую столицу - Ургу на Или. К концу XVII века Джунгария стала крупнейшим потребителем холодного и огнестрельного оружия в регионе. Агрессивная внешняя политика, перманентные войны, постоянный рост армии и необходимость ее перевооружения создали в Джунгарии постоянно растущий рынок сбыта оружия и сопутствующих товаров. Быстро сориентировавшись, бухарские купцы через Ташкент, Сайрам, Тараз, Навакент, Илибалык наладили поставки в Ургу кольчуг, шлемов, сабель, щитов, продуктов питания, но главным образом огнестрельного оружия и боеприпасов. Эта торговля приносила им огромные прибыли. Галдан Бошокту хан, безусловно, хотел установить полный контроль над этим оружейным путем. Вполне возможно, что для него экономический мотив был важнее религиозного, а отказ Тауке хана стал всего лишь поводом...

 В 1681 году джунгарская армия (не более 10 тысяч) пришла в Южный Казахстан. Первым принял удар и был окружен Сайрам. Сам город был окружен мощными стенами, и за ними проживали около 12 тысяч жителей. Казахский гарнизон и городское ополчение организовали отпор. Джунгары несколько месяцев осаждали хорошо укрепленный город. По преданию, рассказанному нам директором местного музея Мирахметом Миркайдаровым, джунгары даже перегородили Сайрамсу и отвели реку от города, но Сайрам не сдался. Несколько сотен колодцев давали жителям и воинам воду. Ходжи и муллы Сайрама усердно молились, требовали того же от жителей и внушали мысль, что только благочестие может спасти город от неверных. Но город спасли не молитвы, а умелые действия воинов и меткие выстрелы из ружей казахских мергенов. В конце концов поздней осенью джунгары сняли осаду и ушли зимовать на Иссык-Куль. В следующем году джунгары неожиданно вернулись и снова осадили город. Жители и гарнизон снова упорно сопротивлялись, но в городе нашелся предатель. Один из чиновников города ранее был уличен жителями в прелюбодеянии и отстранен от хлебного места. Чувство мести и жажда наживы заставили его пойти на сговор с джунгарами и однажды ночью он открыл им городские ворота. Город был взят и разграблен.

 В Сайраме расположился джунгарский гарнизон, но торгово-ремесленническая деятельность не прекратилась, лишь жители стали платить налоги Галдану Бошокту. Мусульманское духовенство регулярно призывало соотечественников на “борьбу с неверными”, и в 1683 году жители Сайрама восстали. К ним на помощь пришел казахский отряд, и вместе они уничтожили джунгарский гарнизон. Предатель, ранее открывший ворота джунгарам, был повешен за ноги на этих же воротах. Город стал снова контролироваться казахами и платить налоги Тауке хану. Тогда в 1684 году племянник Галдана - Цеван Рабдан - привел большое войско (около 20 тысяч), чтобы наказать казахов. Кроме Сайрама были взяты и разрушены соседние города: Манкент, Чимкент, Караспан, Текес, Бабаолген, Карамурт, Чиназ. Решив заодно уничтожить и политическую базу казахских ханов, Цеван Рабдан хотел взять Туркестан, но не смог. На обратном пути он взял и разрушил Отырар, а большинство земледельцев и ремесленников из Сайрама и окружающих городов угнал с собой в Джунгарию. А плененного сына Тауке хана отправил в Тибет к Далай ламе.

 Поражение в битве за Сайрам послужило горьким уроком и Тауке хану, и тобе биям. Впоследствии там же, под Сайрамом, на холме Мартобе, наконец была принята степная конституция - Жеты жаргы. Об этом свидетельствует черная гранитная плита, установленная на вершине Мартобе.

Шымкент и Сайрам

 После уничтожения Джунгарии Китаем в 1758 году теперь уже Оружейный путь потерял свое былое значение. Бухарские купцы начали искать новые рынки сбыта. В конце XVIII века для среднеазиатских городов и Казахского ханства стало усиливаться значение торговли с Россией. При этом торговые пути стали менять направление с широтных (восток - запад) на меридиональные (север - юг). С начала XIX века торговые караваны из Бухары и Самарканда шли на север через Ташкент, Туркестан, пересекая Сарыарку, в русские города на Урале и Иртыше. При этом кратчайший путь из Ташкента в Туркестан пролегал через маленький аул Чимкент, а великий город Сайрам остался в стороне. Поэтому и произошел быстрый рост Чимкента и запустение Сайрама.

 Сейчас Сайрам фактически стал пригородом Шымкента. Крепостных стен уже нет, лишь стоят реконструированные ворота - Бель дарбаза - да многочисленные мазары святых ходжей. От Шымкента до центра Сайрама 12 километров, но сейчас все застроено домами и стало единым Шымкентским конгломератом. Так что “кошка, если захочет, от Сайрама до Шымкента по крышам домов добежит”.

Источник: Новое Поколение
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?