Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Не зная прошлого, не увидеть настоящего.

634
Не зная прошлого, не увидеть настоящего.  - e-history.kz
Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны.

Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны. Абсолютная оторванность от мира и отсутствие знаний о других странах тоже не способствуют интеграции молодого гражданина в общество.

История тесно переплетается с другими общественными, со­циально-гуманитарными науками, изучающими со всех сторон и в различных аспектах человеческое общество. При этом ни философия, ни социология, ни политология, ни юриспруденция, ни экономика, как и другие науки, не в состоянии охватить развитие человеческого общества в целом.

Казалось бы, очевидные вещи, но между тем реформы в высшем образовании привели к тому, что некоторые вузы страны поспешили объединить кафедры истории с общественными кафедрами, сведя преподавание одной из самых важных дисциплин на нет. Сегодня в высшей школе все активнее внедряется предпринимательский подход, ставятся задачи по коммерциализации научных разработок ученых. Все это соответствует духу времени, но это ни в коем случае не должно касаться сокращения программ гуманитарных наук, в том числе истории. Ведь «экономия» на преподавании истории не может не сказаться на мировоззрении подрастающего поколения.

Я не одно десятилетие преподаю в вузе, и на собственном опыте убеждаюсь, что у нас хорошая молодежь, которой нужно помочь определиться с идеологическими установками. И преподавание подлинной истории имеет в этом плане определяющее значение. Она дает возможности изучить развитие человеческой цивилизации от самых истоков, узнать обычаи и традиции своего родного народа и различных национальностей всего мира. Именно благодаря истории у людей формируется чувство патриотизма, появляется понимание процессов, которые происходят в стране. Причем история родного края и своей страны не менее важна, чем всемирная история.

Именно поэтому Государственным секретарем Маратом Тажиным перед учеными-историками поставлена задача выработки общей концепции истории Казахстана, которая должна быть тесно увязана с всемирной историей и четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации. И вузовским ученым в этом вопросе отведена особая роль – наставников молодых казахстанцев и проводников государственной политики.

Сегодня понадобилось вмешательство Президента, Правительства, чтобы придать истории Казахстана как вузовской дисциплине особый статус. Но только этот шаг не решает в одночасье проблем преподавания отечественной истории в вузах. Особенно важно увеличить количество времени, отводимого на освоение современной истории Казахстана. Правда, в вузовской среде звучат предложения создать кафедры современной истории Казахстана. Зачем? Я лично не вижу в этом смысла. Есть кафедры истории, и они вполне могут справиться с поставленной задачей, имея солидный кадровый потенциал и профессиональный опыт. Не лучше ли высвободившиеся средства направить на подготовку нового учебника по истории Казахстана, потребность в котором давно назрела.

В последнее время появилось много книг по истории, написанных компетентными авторами. Они ценны прежде всего тем, что исповедуют совсем иной подход к истории, имеют отличный взгляд на многие вещи от привычного нам. Но цена этих книг настолько высока, что не по карману даже преподавателям с их не очень большой зарплатой, не говоря уже о студентах. Многие молодые люди проявляют интерес к истории, но утолить этот научный голод не всегда в состоянии. Задача вузовского сообщества донести до подрастающего поколения историческую действительность без искажения, используя современные источники информации, в том числе и Интернет.

Говоря о кафедрах истории, хочу акцентировать внимание еще на одной, на мой взгляд, важной проблеме. Историей сегодня занимаются все, кому не лень. Идет поток литературы, порой не имеющей ничего общего с подлинной историей. Но ведь эти книги кто-то читает, кто-то над ними размышляет и – делает выводы. Считаю, что вся историческая литература должна рецензироваться известными и признанными учеными-историками.

Благодяря личным инициативам Президента Нурсултана Назарбаева в нашей стране накоплен огромный исторический материал, который позволяет отечественным историкам воссоздать истинную картину прошедших событий. Глава государства неоднократно призывает ученых-историков проводить фундаментальные исследования, пытаясь собрать по крупицам письменные источники, артефакты, полученные в результате археологических исследований, проанализировать все собранные материалы, чтобы более полно отобразить прошлое страны.

История Казахстана – это не просто часть всемирной истории. Это история Великой степи, которая оказала большое влияние на развитие всего Евразийского континента. Это то место, где, как в большом бурлящемй котле, вершилась не только история казахов, но формировалась жизнь и других народов Европы и Азии. Эта наука не терпит искажения фактов, подтасовок, лживых выводов. В конце концов, она расставит все на свои места и даст правильную оценку тому или иному факту и событию.

Являясь частью социально-гуманитарных наук, история изучает прошлое человеческого общества во всем его многообразии. Не познав его, мы не можем понять настоящего и перспектив в будущем. Давно известное выражение о том, что в мире есть только одна наука, и эта наука – история, актуально и в наши дни.


Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?