Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Стремиться к исторической объективности

1770
Главные ориентиры в историческом образовании – воспитание гражданственности и патриотизма через объективный анализ событий и фактов.

Вопрос о перспективах развития исторической науки в целом и кафедр истории Казахстана в частности сегодня во многом актуализируется. Кафедра истории Казахстана ВКГУ им. С. Аманжолова была открыта в 1991 году. Итогами ее деятельности за минувшие десятилетия стали подготовка кадров по программам бакалавриата и магистратуры, получение лицензии на открытие докторантуры по специальности «История», функ­ционирование диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В 1994 году университет был инициатором открытия магистратуры по специальности «История», и ныне более 150 выпускников магистерской школы работают в вузах, министерствах и различных ведомствах нашей страны, а также в ведущих университетах России, Чехии, Турции. Кафедра истории Казахстана вовлекает в орбиту своей деятельности студентов и школьников региона. Студенты и магистранты на протяжении многих лет участвуют в археологических раскопках, выезжают на музейно-этнографическую практику, выигрывают конкурсы научных работ.

Между тем имеются проблемные вопросы по ряду направлений, характерные для аналогичных кафедр других отечественных вузов. К примеру, уже через несколько лет в региональных вузах может существенно снизиться остепененность кадров в связи с небольшим количеством мест, выделяемых в докторантуру PhD. Решением проблемы может стать создание Международного диссертационного совета на основе договора о сотрудничестве между вузами в рамках академической мобильности, двудипломного образования.

Теперь о содержании дисциплины «История Казахстана». Так, в вузовском курсе (1 курс, неисторические специальности) необходимо предусмотреть углубленное изучение археологии, этнологии, демографии, экономической истории Казахстана на основе современных исследований, в том числе на иностранных языках. На четвертом курсе всех специальностей был бы уместен спецкурс «Современная история Казахстана», в ходе которого студенты изучали бы достижения страны за годы независимости. Причем методики преподавания на уровнях школы – колледжа – вуза, безусловно, должны различаться в части содержания анализируемого материала.

Необходимо поднять качество современных учебников, что возможно только при наличии серии экспертиз со стороны как представителей вузов, НИИ, так и методистов, архивных работников, сотрудников музеев, социологов и филологов. Нельзя умалчивать тот факт, что имеющийся перекос в государственной поддержке различных отраслей науки, где явное предпочтение при распределении научных грантов отводится естественным и техническим наукам, может привести к принижению значения гуманитарных областей знания в сознании масс.

Оценивая состояние исторической науки, необходимо принять во внимание несколько факторов, влияющих на ее развитие. К основным проблемам можно отнести недоверие общества к прежним схемам и восприимчивость к сенсационным «открытиям», поиски великих предков, далеких от исторической науки личностей. Средства массовой информации начали формировать жанр продукции, где переплетены художественный показ событий и документальное подтверждение фактов. Нельзя допустить превращения истории в элемент «медийной культуры».

Современная историческая наука развивается в новом информационном пространстве. На первый план выходит не просто написание исторических трудов, а создание верифицированной истории, проверяемой надежными базами данных. Необходим прочный союз истории, социологии, информатики, филологии, философии, психологии и других наук. Предстоит сделать серьезный прорыв в проведении междисциплинарных исследований, радикально обновить возможности исторического моделирования и прогнозирования. Назову некоторые из них, в том числе внедрение в процесс преподавания экспертных практикумов по актуальным вопросам национальной истории, проведение системных научных исследований по проблемам методологии, историографии и методики преподавания истории Казахстана, а также увеличение количества специализаций по специальности «История» с учетом современных требований. Основным критерием при этом становится формирование научных школ и их продуктивность, признание мировым сообществом. Бессистемность изучения истории, сокращение часов, поверхностно написанные учебники ведут к историческому нигилизму и к невежеству. Стремление к исторической объективности, добротность материала и способов его обработки – важнейшие принципы работы историка. Необходимо разработать четкие критерии оценки эффективности исследования, преподавания и усвоения истории, такими не могут быть только индексы цитирования, публикации в зарубежных журналах с высоким импакт-фактором. К сказанному осталось добавить, что коллектив кафедры истории Казахстана нашего вуза нацелен на выполнение важной миссии гуманитарного центра образования, науки и культуры на востоке страны.

Гульжан АХМЕТОВА, декан факультета истории, международных отношений и права Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, ассоциированный профессор.
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?