Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Древние духовые музыкальные инструменты казахов

6416
Древние духовые музыкальные инструменты казахов - e-history.kz
Портал National Digital History представляет вниманию читателей древние духовые музыкальные инструменты казахов, которые народ стал уже забывать - сейчас они редко звучат

В прошлых номерах мы уже писали о древних музыкальных инструментах казахов. Сегодня тоже решили немного рассказать о них. Ведь буквально вчера, в суровую советскую эпоху, нам не то что возродить национальные ценности – сложно было даже собирать о них какие-либо сведения. Ценные исследования о казахских музыкальных инструментах написаны на других языках. Поэтому и названия традиционных музыкальных инструментов изменились.  Наши предки, которые вели кочевой образ жизни, имели большое количество музыкальных инструментов. Они все внесли вклад в духовное, культурное развитие народа.  Музыкальные инструменты применялись всюду: и во время кочевки, и во время празднования национальных праздников, и во время военных походов. Давайте еще раз остановимся на этих инструментах.   

К духовым музыкальным инструментам относятся все музыкальные инструменты, издающие звуки при помощи вдувания потока воздуха. Наши предки с незапамятных времен использовали духовые музыкальные инструменты. Изготавливали их из дерева, костей, рога, железа, глины. К казахским духовым инструментам относятся сыбызгы, сазсырнай, керней, узкирик, боргуй, жиликшик, тастауык, бугышык, муюз сырнай и другие. 

Керней – древний духовой музыкальный инструмент казахского народа. Широко распространен среди тюркоязычных народов. Сегодня этот музыкальный инструмент есть у узбеков, казахов, таджиков, монголов. Известный этнограф, историк Бикумар Камалашулы: «Керней – длинный духовой музыкальный инструмент. «Кер» означает «строиться, строй», а «ней, най» означает «сыбызгы (флейта)». Длина древнего инструмента кернея достигает 3-х метров. Иногда кладут подставку и затем вдувают».

В древности керней использовался в военных целях. Во время вражеских набегов били в барабаны и трубили в длинные кернеи. Таким образом оповещали всю округу о случившейся беде. В керней трубили и во время чествования батыров, военачальников, а также во время приема иностранных послов и во время торжественного вечера при ханском дворце. Во время игры в керней играющий не стоит на месте, он поворачивается в разные стороны и трубит. Инструмент имеет разные размеры, и сила издаваемого звука тоже разнообразна. Изготовление кернея похоже на изготовление сыбызгы.  Внешняя сторона инструмента обтягивается верблюжьим пищеводом. Этот прием не дает деревянному корпусу треснуть. Керней изготавливали из двух выдолбленных и выжженных половинок деревянного ствола и склеивали. Готовый инструмент украшали бахромой из конского волоса. У кернея узкое отверстие для вдувания. Если у народов Средней Азии керней использовался в качестве военного музыкального инструмента, то у восточных народов использовался во время религиозных обычаев. Известный инструментовед, композитор Болат Сарыбаев научно доказал, что керней является древним музыкальным инструментом и что он широко применялся в народе.  А композитор Нургиса Тлендиев использовал керней в фильме «Кыз Жибек». 

Куссайрауык – один из древнейших музыкальных инструментов. История духового инструмента, который изготавливается путем обжига глины, уходит в глубь веков. Об этом инструменте не так много написано и сохранено. Этот инструмент, случайно найденный в конце прошлого века на древних стоянках города Туркестан, относится к древнетюркскому периоду.  Сейчас по нашим исследованиям определены его диапазон звука, система выражения, способы игры, характеристика.  Инструмент изготавливался из соединения глины и мелкого песка путем их плотного, твердого замеса. Имелись отверстия для вдувания и еще два отверстия по бокам.  Строение вдуваемого отверстия не встречается у ранее открытых национальных духовых инструментов. Наружность инструмента – неровный, бугристый, некрашеный. Застывший естественным путем без обжига, этот инструмент сделан из голубой глины. Не используемый сегодня, этот музыкальный инструмент занял свое место в историко-краеведческом музее.  Считаю, что модернизация этого инструмента, чья история уходит в глубь веков, ответственная миссия для сегодняшних инструментоведов.

Жилиншик – древний музыкальный инструмент, относящийся к семейству кернея. Наши предки, которые вели кочевой образ жизни, из голени животных, зверей и птиц изготавливали музыкальный инструмент жилиншик керней (керней из голени). По словам известного этнографа, историка Бикумара Камалашулы для изготовления инструмента была удобна бедренная кость. «Толстая сторона бедренной кости поворачивалась наружу и выдувалась с тонкой стороны, в центре кости делали отверстия», – говорит Б. Камалашулы. Древний музыкальный инструмент «Жилиншик» издавал медленные, красивые мелодии, приятные для слуха. Для его изготовления использовались даже берцовая кость, голени длинноногих птиц, мелких парнокопытных животных. И этот инструмент можно модернизировать в духе времени и включить в состав народного музыкального оркестра.  

Калган – древний музыкальный инструмент казахов. Духовой инструмент, внешне напоминающий керней. История калгана начинается с древних времен. Вполне возможно, что этот инструмент существовал еще во времена саков. Потому что, в древние времена наши предки во время изготовления калгана использовали золото. Звуками калгана призывали войско на построение. Также калган использовался и во время торжественных церемоний.  История этого древнего инструмента требует еще изучения. Есть полное основание модернизировать этот инструмент для использования его в сегодняшней армии. 

Сазсырнай – древний духовой музыкальный инструмент казахов. По форме напоминает гусиное яйцо. Полностью готовился из глины. Инструмент, изготовленный из качественной глины имел в 3-4-х местах звуковые отверстия. Некрашеный, необожжённый. Звуковой ряд, строение, методы изготовления инструмента были изучены учеными-исследователями Б. Сарыбаевым и К. Карабдаловым. На сегодняшний день среди исполнителей спросом пользуется его усовершенствованная модель общей длиной в 10-12 см, окружности 16-18 см, с 5-6-ю звуковыми отверстиями.  Для опытных ремесленников, занимающихся изготовлением глиняных и керамических изделий, не составит труда изготовить инструмент. Инструмент готовится из качественной глины, путем придания соответствующей формы, затем сушится. После этого обжигается в специальной печи при определенной температуре. Сейчас мастера наносят на его поверхность разные узоры и покрывают глазурью.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?