Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казах, покоривший Францию и Чечню

2478
Казах, покоривший Францию и Чечню  - e-history.kz
20 лет назад, 2 - 6 июня 1997 года в ЮНЕСКО во Франции прошли Дни Мухтара Ауэзова, посвященные 100-летию со дня рождения классика казахской литературы

В этом году Казахстан будет отмечать 120-летие со дня рождения великого писателя М. Ауэзова. А 20 лет назад 100-летний юбилей великого деятеля отмечали во Франции и Чечне.

Творческое наследие М.Ауэзова исключительно многообразно и велико. Помимо художественных произведений оно включает в себя многочисленные очерки, публистические статьи, научные исследования. Особое место занимает также его драма «Байбач-токал» (Жены-соперницы). Мухтар Ауэзов написал рассказы: «Судьба беззащитных» (1921), «Кто виноват?» (1923), «Женитьба» (1923), «Образованный гражданин» (1923), «Красавица в трауре» (1925), повесть «Выстрел на перевале» (1927) и другие. Ему принадлежит свыше 20 пьес, в том числе: «Айман-шолпан» (1934), «Абай» (постановка 1940, совместно с Л.С. Соболевым), «Каракоз» (1926), «Кара кипчак Кобланды» (1943-1944), «Зарница» (1934), «На границе» (1937), «В час испытаний» (1942) и другие.

Вершиной творческого мастерства Ауэзова стал роман-эпопея «Путь Абая». В произведении отображен путь становления личности Абая в тесной взаимосвязи с судьбой казахского народа, показанной во всей ее многогранности и глубине.

 

 

 

Награждение Мурата Аэзова памятной медалью в дни празднования 100-летия М.Ауэзова во Франции. Июнь, 1997 г.

С обретением независимости Казахстан смог представить миру своих лучших предствителей. Благодаря сотрудничеству с ЮНЕСКО в июне 1997 года во Франции прошли Дни Мухтара Ауэзова, посвященные 100-летию со дня рождения классика казахской литературы.

Яркой презентацией разносторонней культуры народа Казахстана и его творческой молодежи стало проведение творческого вечера в главном концертном зале Парижа - Зале Плейель, который открыли Главный директор сектора культуры ЮНЕСКО Э. Креспо-Тораль и Директор Департамента культуры Д. Касеинов; концерты камерного оркестра с участием Айман Мусаходжаевой, исполнителей фольклорной музыки и танцев. В штаб-квартире ЮНЕСКО также состоялись международный коллоквиум, посвященный творчеству М. Ауэзова, выставка книг, ювелирных изделий и предметов прикладного искусства, просмотр кинофильмов «Слово о Мухтаре Ауэзове» и «Красавица в трауре» в кинозале ЮНЕСКО, перед которым выступил О.Рымжанов и представители Союза кинематографистов РК.

Коллоквиум, получивший высокую оценку иностранных участников, был открыт Заместителем Премьер-Министра РК И. Тасмагамбетовым и Генеральным Директором ЮНЕСКО Ф. Майором. В ходе своего выступления И. Тасмагамбетов отметил, что празднование 100-летия М. Ауэзова под эгидой ЮНЕСКО свидетельствует о том, что творчество выдающегося казахского писателя стало неотъемлемой частью сокровищницы мировой литературы. В свою очередь Ф. Майор подчеркнул значение М. Ауэзова в развитии казахской литературы, особо выделив его роль наставника для молодых писателей. Выступления и состоявшаяся научная дискуссия позволили по-новому высветить особенности казахстанской литературы и своеобразие творческого восприятия мира человеком степи.

Значительному оживлению культурных связей способствовали творческие встречи и концерты, состоявшиеся в Ренне, Фонтенбло, Рюэйе-Мальмезоне.

В ходе встречи Заместителя Премьер-Министра И.Н. Тасмагамбетова с Генеральным Директором Ф. Майором, прошедшей в теплой дружественной обстановке, было передано личное послание Президента Н.А. Назарбаева. Ф. Майор высоко оценил роль Президента РК в переходном экономическом периоде Республики и дружеский характер личных взаимоотношений, сложившийся между ними. Обсуждение практических действий ЮНЕСКО по реабилитации зон экологических катастроф Семипалатинского и Аральского регионов было продолжено в рамках встречи с Заместителем Генерального Директора А. Бадраном. На встрече с Главным директором сектора культуры ЮНЕСКО Э. Креспо-Торалем с большим пониманием и поддержкой был воспринят тезис о необходимости сохранения уникальной духовной культуры кочевников, составляющей неразрывную часть общего культурного наследия человечества. Кроме того, Э. Креспо-Торалем высказал предложение о проведении в 1998 году в ЮНЕСКО экспозиции предметов прикладного искусства, свидетельствующих о высоком уровне древнего мастерства, которая могла бы сопровождаться циклом лекций для специалистов и демонстрацией традиционного музыкального творчества казахов.

Международный коллоквиум в ЮНЕСКО, посвященный 100-летию М.Ауэзова. Париж, 1997 г.

Также, празднование 100-летия Мухтара Ауэзова состоялось в Чеченской Республики Ичкерии, куда были приглашены Мурат Ауэзов, Диар Кунаев – сын и внук казахского писателя.

Уже на границе голос народного ашуга Чечни Валида Дагаева разнес по горным перевалам родные мотивы казахских песен. Всюду ощущалось желание продемонстрировать общность нашей духовности, единство корней, питающих самые сокровенные чувства.

В здании полуразрушенного драматического театра, фронтон которого был украшен приветственным плакатом на казахском языке: «Қош келдіңіздер, қазақ бауырлар!», состоялось торжественное заседание.

Символично, что превращенная в руины столица распрямляла свой гордый стан, отдавая дань одному из лучших представителей казхского народа, который 73 года назад гостеприимно принял на своей земле депортированных чеченцев. Казахи делились с ними последним и тем самым помогли чеченцам сохраниться как нации.

Эта мысль пронизывала буквально каждое выступление на вечере, атмосферу которого еще больше утеплила поэма казахского поэта Рафаэля Ниязбека «Ичкерия» о событиях российско-чеченской войны. Вице-премьер, министр культуры Ичкерии Ахмед Закаев в знак особого уважения к Мухтару Ауэзову подарил Мурату Ауэзову и Диару Кунаеву горские папахи джигитов. Родившийся и выросший в Карагандинской области художник Айнди Асуханов подарил Международному фонду Мухтара Ауэзова две картины с пейзажами горного Кавказа.

Встреча с президентом Асланом Масхадовым, состоявшаяся на следующий день, началась с воспоминаний. Воскрешая в памяти детские годы, проведенные в Карагандинской области, Масхадов рассказывал о земле, подарившей ему жизнь. Сыновнюю благодарность Казахстану он свято несет через всю жизнь. Красочно инкрустированный кинжал – подарок Президента Чеченской Республики Ичкерия – занял почетное место в экспозиции Дома-музея Ауэзова в Алматы.

В свою очередь, библиотека Масхадова пополнилась книгой великого писателя «Лихая година», в которой описаны события народно-освободительной борьбы казахского народа в начале XX века.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?