Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Калым или выкуп за невесту

3022
Калым или выкуп за невесту  - e-history.kz
При советской власти обычай калынмал, обозначающий выкуп за невесту, преследовался законом
По определению некоторых исследователей, калым по сущности является не выкупом, а возмещением расходов, затраченных на выданье девушки замуж. Ибо родители сильно тратятся на выполнение различных обрядовых церемоний, приданое, свадебные расходы и пр. И калым их возмещает.


Лев Баллюзен (1822-1899) в своей работе «Особенности бракосочетания у казахов» приводит интересные сведения.

Итак, қалыңмал, т.е. скот дня невесты состоит из следующих частей.

1. Ценные «головы» — 310 самое ценное из необходимого для повседневной жизни в хозяйстве: а) ружье; б) кольчуга; в) скакун; г) верблюд. Цена каждой «головы» равняется пяти головам крупного скота. Не имеющие возможности выплатить эту часть, выплачивают взамен 20 голов крупною окота. Впоследствии ценные «головы» были заменены домашней обстановкой и пр.

2. Крупный скот. Это основная часть калыма. Его выплачивают в зависимости от собственного достатка.

3. Үлу. Жених выплачивает эту часть при первом приезде в аул — от 30 до 80 голов лошадей.

4. Свадебный скот — скот на свадебные расходы. Его размер соответствует размеру приданого и обычно составляет от 20 до 70 голов. Кроме того, жених должен обеспечить родителей невесты войлоком для юрты.

5. Молочная выплата. Она не превышает двух верблюдов. Сюда также входят самая дорогая шуба жениха и его седло. Конечно, описанная форма калыма под силу лишь богатым, а дня бедных казахов существовали другие, со-ответствующие их положению размеры.


Общие размеры калыма подразделяются так: для состоятельной феодальной аристократии — 100-150 голов крупного скота, для людей среднего достатка — 75-100 голов, для бедных людей — 20-40 голов, для голяков — 10 голов. Интересны размышления ученого Г. Акпанбекова. По его мнению, қалыңмал — это лишь почет, оказываемый невесте и ее матери. Потому что 47 — это не количество скота, а сорок раз по «семь», т.е. сорок недель - 9 месяцев и 9 дней (срок пребывания ребенка в утробе матери). Словом, калым в действительности ни что иное, как подарок матери, родившей, воспитавшей и вырастившей невесту.


Использованная литература: Қазақтар. — Алматы: Қазақстан даму институты: V том. Ата салт. 1998

Фото: yvision.kz




Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?