Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Женская национальная одежда

7206
Женская национальная одежда  - e-history.kz
В женской одежде более четко, чем в мужской, прослеживаются существенные различия в зависимости от возраста и социального положения человека, ее носившего.
Как и в любой другой культуре одежда казахов в традиционном обществе выполняла несколько функций. Основная прагматическая функция одежды – защита человека от воздействия окружающей природной среды. Но, кроме этого, традиционный костюм играл и важнейшую «опознавательную» функцию: по тому, как и во что был одет человек, можно было определить не только его пол и возраст, но и социальный статус, родовую принадлежность.


Женский комплекс одежды включал штаны, нераспашную рубаху, часто служившую платьем, и верхнюю распашную одежду типа камзола и халата. Покрой рубахи-платья (көйлек) был туникообразный. Молодые женщины предпочитали красную или пеструю ткань, женщины среднего и пожилого возраста – ткань синего или белого цвета. С середины XIX в. платья стали шить из русского ситца. Состоятельные казашки шили платья из шелка, атласа, бархата, парчи. Ворот у платьев был глухой, его обшивали отложным, а с середины XIX в. стоячим воротником. Незамужние девушки прикрывали грудь специальным нагрудником, а замужние женщины – нагрудной частью головного убора. К концу XIX в. получил распространение новый покрой платья: платье стали делать отрезным, с лифом и отрезной по талии юбкой. Именно этот вид платья и считается до настоящего времени национальным казахским.

a56a170b3b4a99a2fb934c143ff035ba.jpg

Костюмы замужних казашек

(Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)

Платья старого покроя обычно носили пожилые женщины. Судя по имеющимся фотографиям, костюм пожилых женщин отличался ветхостью, возможно, это связано с обычаем не подновлять одежду старых людей, однако при этом головной убор содержался в чистоте и порядке. Одежда вдов, напротив, отличалась не только ветхостью, но и видимой загрязненностью, так как до истечения срока траура они не имели права стирать и подновлять свою одежду.


Женщины и девушки часто ходили по дому в одном платье, но иногда поверх него надевали камзол, по покрою аналогичный мужскому, но чаще без рукавов (или с короткими рукавами) и с открытым воротом, встречались камзолы и с длинными рукавами, и на подкладке. Кроме длинных камзолов девушки и молодые женщины носили короткие безрукавки, доходящие до талии или середины бедер. Женские прямые и широкие халаты (шапан), с длинными рукавами отличались от мужских тем, что изготавливались из тканей более ярких расцветок. Халаты украшали каймой из ткани другого цвета. Богатые женщины праздничные «шапаны» шили из дорогих тканей, украшая их позументом, вышивкой и полосками меха. Особенно изысканно украшался халат невесты, который был обязательной частью ее приданого. Такой халат изготавливался из сукна, бархата, атласа, шелка обычно красного цвета, а также черного или полосатого среднеазиатского шелка. Свадебный халат шился с очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшался вышивкой, мехом выдры или бобра, обшивался узорной тесьмой и позументом.

7df253b85415d08d8c79afbd04d9fe61.jpg

Богатые казашки в дорожных костюмах

(Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)

Специальную зимнюю одежду – күпі и ішік – имели только девушки и замужние женщины из состоятельных семей.

Женская обувь не отличалась от мужской. Девушки и молодые женщины носили преимущественно сапоги етік, иногда на высоком (до 10 см) каблуке. Пожилые женщины носили сапоги с невысоким каблуком, но предпочитали мягкие сапожки мәсі и галоши кебіс.

В женской одежде более четко, чем в мужской, прослеживаются существенные различия в зависимости от возраста и социального положения человека, ее носившего. Наиболее ярко это заметно на примерах смены женщины, достигшей определенного возраста и общественного статуса, головного убора, ношения определенных видов украшений, в выборе цветовой гаммы костюма. Молодые женщины носили по возможности одежду ярких тонов, предпочитая красный цвет, после 30 лет ношение одежды красного цвета становилось неприличным; пожилые женщины старались одеваться более строго: носили одежду темного или белого цветов, со скромной вышивкой тех же тонов, выбирали простые украшения, без ярких вставок из камней и стекла. Максимальное количество украшений присутствует в свадебном костюме, что еще раз подчеркивает то, что свадьба была кульминационным моментом жизни женщины.

a635c9a8fa01cc89318a9055ea1b3a77.jpg

Замужняя казашка в национальном костюме

(Алтай, Н.А. Ермолин, кон.XIX в.)

Еще в середине XIX в. свадебный головной убор сәукеле (или, по крайней мере, шаль от сәукеле – жаулық), по возможности богато украшенный золотыми и серебряными пластинами, жемчугом, кораллами, драгоценными камнями, женщина продолжала носить до рождения первого ребенка. Саукеле бедных девушек украшали монетами, бусами, бисером, полосками галуна, оловянной фольгой. Если семья невесты не могла себе позволить оплатить изготовление саукеле, то головным убором невесты становилась обыкновенная шаль, нередко русского образца. Среди представленных в каталоге иллюстраций есть фотография рисунка В.В.Верещагина, на котором изображен редкий тип головного убора невесты. Этот головной убор имеет прямоугольную форму верхушки, что нехарактерно для казахских сәукеле, и лицевую занавеску. С другой стороны, он имеет характерные элементы, присущие традиционным казахским саукеле: налобную диадему и височные украшения.

279206f6c0c8722c987d08278dcc48c0.jpg

7a5188ac170972428a444bfbfe825975.jpg

Замужние казашки в национальном головном уборе

("Туркестанский альбом", рис. В.В.Верещагина)

С появлением первенца или, достигнув возраста 25-30 лет, женщина надевала головной убор замужней женщины, который не снимала до старости. Такие головные уборы имели территориальные различия, но всегда шились из белой ткани. На большей части Казахстана замужние женщины носили кимешек, который плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи.


Источник:

Казахская традиционная культура в собраниях Кунсткамеры. И.В. Стасевич. Национальный костюм  - Алматы, 2008.- с.224

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?