Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Туркестан – туристический храм. II

2450
Туркестан – туристический храм. II - e-history.kz
Qazaqstan Tarihy продолжает рубрику #Тарихитуризм и предлагает путешествие по другим сакральным местам Туркестана вместе с порталом

Мавзолей Домалак ана. Мавзолей находится на южном склоне Каратау, в русле реки Балабоген. Построен над могилой Нурила Али Сыланкызы, прозванной в народе Домалақ ана. Нурила – третья жена Байдыбека баба.

 

 

Упоминания о ней хранятся в персидских старинных рукописях. В народе известно немало историй, которые рассказывают о ее умении улаживать любые конфликты, примирять даже целые племена, давать мудрые советы. В 1456 году внук Домалак ана Дулат пригласил из Бухары мастера по имени Абдулла Шери и построил над могилой Домалак ана четырехъярусный купольный мавзолей. В период XI-XV вв мавзолей несколько раз реставрировался. По одной из версий, ее имя происходит от персидского «Дихнат – мама» («святая мать»), которое впоследствии трансформировалось в «Домалак ана». Памятник, поставленный в начале ХХ века имеет круглую форму, с шестью нишами, с куполом над основным сооружением. Вновь отреставрировнный в 1957 году мавзолей Домалак Ана не сохранился. В 1996 году произведена кладка из белых каменей, доставленных из Мангыстау. Высота мавзолея Домалак Ана 12 метров, восьмиманжетный купол находится на основном сооружении. По преданию, в мавзолее Домалак-Ана есть два священных камня, пройти между которыми может только праведный человек. В музее сохранилось большое количество рукописей. Мавзолей Домалак ана – сакральное место.

Мавзолей Ибрагим ата. Мавзолей Ибрагим ата находится на окраине северо-западной части села Сайрам, на высоком холме. Мавзолей построен предположительно до XVII вв над погребением местного шейха, по преданию – отца Ахмеда Яссави. В народе ходили легенды о святости этого человека и необыкновенном даре провидца. Прежнее сооружение, не выдержав испытание временем, обвалилось. Мавзолей был заново отстроен в XIX веке. Построенный в середине XIX столетия новый мавзолей пострадал во время землетрясения 1950 года, когда обрушился его купол.

 

 

Он был восстановлен и облицован листовой белой жестью с небольшим уклоном, в центре устроен купол со шпилем. Площадь мавзолея Ибрагим ата – 7,2х7,2 м. В древнем Сайраме, который в средние века стал одним из очагов пропаганды исламской религии, жило много духовных наставников и ученых. Один из них - отец прославленного Ходжи Ахмеда Ясави Ибрагим ата, ставший учителем тысяч мюридов. В музее Сайрама хранятся рукописи, свидетельствующие о благородном происхождении и богатой родословной этого человека.

Он творил в XI веке, в эпоху, когда ислам нашел дорогу к сердцу народа и стал распространяться все шире и шире. Ибрагим ата был и отменным землепашцем. В народе ходили легенды о святости этого человека и необыкновенном даре провидца.

Мавзолей Карашаш ана. Мавзолей Карашаш ана – исторический памятник расположенный в ауле Сайрам Сайрамского района Туркестанской области. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХIII веке над могилой Карашаш ана,  матери великого ученого и поэта Ходжи Ахмеда Яссави.  Однако под воздействием времени и природных стихий сооружение неоднократно разрушалось и возводилось снова. В теперешнем виде построено в середине XIX столетия. Настоящее имя Караша ана – Айша биби. Она была дочерью известного в Сайраме шейха Мусы. Мать великого ученого Ходжи Ахмеда была одной из просвещенных, благовоспитанных и грамотных женщин своей эпохи. 

 

 

Карашаш ана происходила из богатой и знатной семьи, но никогда не была надменной, честолюбивой. Она лечила людей и толковала сны. Она занималась не только воспитанием своих детей, но и протягивала руку помощи всем нуждающимся. За это ее любили и уважали. Если верить преданию, бытующему в народе, когда-то к верхушке купола была привязана прядь черных волос (имя Карашаш означает черноволосая»), но впоследствии она была утеряна.

Впервые мавзолей был воздвигнут в ХIII веке. Однако под воздействием времени и природных стихий сооружение неоднократно разрушалось и возводилось снова. В теперешнем виде построено в середине XIX столетия. Мавзолей сложен из широко распространенного в древнем строительстве Центральной Азии и Казахстана четырехугольного обожженного кирпича размерами 27х27х5 см. Использованы также дерево, глина и другие природные материалы. Сложен из жженого кирпича, на бутовом фундаменте, в XIX – XX веках неоднократно ремонтировался, купол сильно деформирован. Однокамерная постройка в плане квадратная – 6,3х6,3 метра. Увенчана сферическим куполом на барабане, основанном на угловых парусах, переходящим в восьмерик напуском кладки кирпича. Высота купола 7,08 метров. Юго-западный и юго-восточный фасады оформлены равнозначными порталами с высокими стрельчатыми нишами. Лицевые плоскости угловых пилонов украшены неглубокими стрельчатыми и прямоугольными нишами. В декоре фасадов использована кирпичная рустовка. В интерьере свод купола оштукатурен, световой проем над входом заставлен решеткой-панджарой из дерева.

Полы кирпичные, на песчаной подушке. В 1996 году купол облицевали листовой белой жестью, а в 1997 году благоустроили и вычистили территорию, прилегающую к памятнику. Рядом с захоронением Карашаш ана находятся и могилы ее близких - Ибрагим ходжи, Сулеймен ходжи, Салим ходжи и Даут ходжи.

Мавзолей Аппак ишана. Памятник архитектуры конца ХІХ века. Расположен в ауле Шаян Байдибекского района Туркестанской области. Сооружение из квадратного обожженного кирпича с размером основания 6,7 х 6,6 метров (внутренний - 3,5 х 3,5 м) и куполом высотой 6 метров.

 

 

Во внутренных стенах имеются ниши, ориентированные по 4 сторонам света. В мавзолее два надгробия: одно - Аппак ишана, построевшего мечеть-медресе в ауле Шаян, другое - мастера, который построил мавзолей. Мечеть-медресе построена Касым-ишаном в 1840 году по проекту бухарских архитекторов. После смерти Касыма строительство продолжил его сын Сабыр. После Октябрьской революции мечеть действовала до 1928 года, затем была закрыта по распоряжению советского правительства. В 1926 году рядом с медресе была открыта первая казахская начальная школа. В 1934 году школа стала семилетней, в 1937 году стала средней школой и затем переведена в другое здание. А сама мечеть-медресе дошла до сегодняшних дней. Мечеть-музей полностью была отреставрирована в 2000 году.

Мавзолей Карабура аулие. Памятник расположен в 257 км к северу от города Шымкент, в ауле Созак Созакского района Туркестанской области. Мавзолей Карабура построен в 1997 году из белого кирпича, состоит из двух комнат. Верх купольный. Первая комната 100 кв м, вторая - место старого мавзолея, построенного в ХІV веке. Могила Святой Карабуры во второй комнате. Мавзолей построен из глины, имеет 4 окна. Здесь находится могила Курбан Ата. Рядом мраморные плиты Мухаммада, Арыстан-баба, Ходжа Ахмет Яссауи, Ыскак-баба (Баба ата), Баба Тукти Шашты Азиза. За старым мавзолеем захоронены Акназар-хан, Белгибай-кажы, Шилмембет би, Култас би, Кожамкул гулама, Даулет-Карабура батыр, Шахасум-ахун и другие. Общая площадь 240 кв м, высота мавзолея 17 м. Дверь обращена на Запад, к мавзолею Ходжа Ахмет Яссауи. Слева от мавзолея установлен памятник верблюду.

 

 

Карабура аулие (приблизительно жил в ХІ-ХІІ веках) был известным на всю степь священнослужителем из рода Тама Младшего жуза и сподвижником легендарного Ходжи Ахмета Яссауи, который перед смертью попросил, чтобы его похоронил Карабура. Он жил в предгорьях Каратау. Он обладал магической силой, мог одним взглядом остановить на скаку самого резвого жеребца и заставить повернуть вспять реку.

Карабура святой почитаемый во всем тюркском мире. Его мавзолей Созака стал сакральным местом для всех народов Средней Азии.

Коз ата аулие. Расположен в ауле Акбастау Толе бийского района. Здесь всегда много народу. Сюда приезжают люди испытывающие проблемы со зрением. Мавзолей «Көзді ата» расположен на ложбине. Спускаются туда по тропинке. По пути есть небольшая мечеть. Паломники сначала читают молитву, и уже потом купаются в роднике. Последние 3-4 года паломников стало больше. Но это место менее популярна.

 

Подготовил Нұрлан НҰРЫШОВ

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?