Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Бурбаева Сауле: Модернизация началась раньше

1097
Бурбаева Сауле: Модернизация началась раньше - e-history.kz
В рамках реализации программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» портал NDH посетил Управление культуры Акмолинской области которое с 2014 года возглавляла Бурбаева Сауле

Нам было приятно услышать об успехах Акмолинской области в реализации программы.

С. Бурбаева сразу дала понять, что «Рухани жаңғыру» для чиновников не пустой звук, а государственная программа, которая состоит из комплексных долгосрочных мероприятий, а не разовых концертов и представлений. Еще в 2015 году, когда было празднование 550-летия Казахского ханства: стали учить работников культуры работать в рамках одного какого-то проекта с конкретной темой в течении длительного времени. Одна тема может быть реализована в разных форматах: круглый стол, конференция, литературно-музыкальная экспозиция, экспедиция и так далее. Это гораздо эффективнее, чем быстро уходящие из памяти одноразовые мероприятия. Если подходить к своей работе с позиции науки, обязательно надо определять миссию проекта, конечный результат, а не просто концертную программы.

 

 

Учреждения культуры Акмолинской области защищали инновационные проекты, проводили общественные слушания, такие баталии были. На одной из них столкнулись Кунанбаева Алма Сунгатовна и Бахыт Смагул. Оба замечательные люди. Алма Сунгатовна – историк, получила в свое время блестящее образование в Алма-Аты, у нас отстаивала областной историко-краеведческий музей. Она испокон веков работает в музее. Бахыт Смагул защищал тему алашординцев: «Вы про алашординцев рассказываете, но почему только на русском языке, так нельзя!». На этом совещании Бахыт Смагул всегда требовал, чтобы выступали на родном языке. Алма Сунгатовна парировала ему: «Алихан Бокейханов учился в одно время с Лениным, владел пятью языками, мечтал о независимом Казахстане. Даже для одного человека не казахской национальности в этом зале надо донести эту важную информацию. Я знаю казахский язык, только в этом ли проблема?». В этом глубоком споре столкнулись фундаментальность и патриотический подход. А истина, как всегда, находится где-то в середине. Надо уважать как прошлое, так и настоящее, и находить компромиссный вариант. Сегодня история переживает различные интерпретации, сталкиваются старая школа и новое поколение. У молодежи, получившей историческое образование в независимом Казахстане, уже совсем другой подход. Наша задача - не потерять эти коммуникационные отношения. Это очень важно, особенно в наше время!

 

 

В 2015-ом году историко-краеведческий музей работал над проектом «Независимость Казахстана в денежных знаках». Было собрано более 3000 дензнаков, начиная от дореволюционных и заканчивая современными. Были заключили договора со всеми банками. Деньги – это самый грязный материал, который проходит через человеческие руки. На машинах привезли старое оборудование, на которых раньше считали деньги, в ту самую ночь, когда меняли российские рубли на казахские тенге. В одну ночь собрали старожилов. Работа над проектом продолжалась в течение года и когда год завершался собрались все участники проекта и говорят: «Оказывается надо зорче ока охранять свою тенге! Национальная валюта – это наша национальная сила». При проведении таких мероприятий мы испытываем такой огромный рост национального самосознания.

Модернизация общественного сознания – это своевременный и необходимый шаг для социальной сферы. Молодежь же не хочет жить хорошо завтра, они хотят сегодня. После выступления Глава государства о сакральных объектах самые яркие исторические личности, республиканские и местные памятники были приведены в порядок, территорию облагородили, создали инфраструктуру. Народ туда ходит как к источнику - призадуматься, посидеть-подумать.

 

 

У памятника Биржан-салу всегда собираются музыканты. Перед отправкой детей куда-то на конкурс, они приходят помолиться, чтобы он им дал вдохновение. Акын поднимался на высокую сопку, пел и его сильнейший голос был слышен за несколько километров. Это просто поразительно. Восстановление сакральных объектов – это здорово!

Ерейментауский район – это земля обетованная. Там жил Богенбай батыр, основатель школы военного искусства. Он имел огромное влияние на Абылай хана и Абылай его всегда почитал. Он не находился в его тени. Там разработан туристический маршрут на 275 километров. Есть стела, открытая при участии Главы государства. Сохранилось родовое кладбище, хотя Богенбай батыр сам был похоронен в Туркестане.

 

 

Кокшетау, Акмолинская область – это самый живописный край, который подарил людям добрый характер, любовь к свободе. Несмотря на то, что область то открывали, то закрывали, ее жители - истинные патриоты, я их всегда чувствую и понимаю, они всегда говорят то, что думают.

В Акмолинской области много сявщенных мест: ставка Абылайхана, родина многих акынов-импровизаторов. В Ерейментау похоронен Умбетей жырау, который всегда был рядом с Абылайханом. Там Олжабай батыр, дедушка Олжаса Сулейменова. Из множества акынов сери, акмолинский родной – это Биржан-сал и Балуан-Шолак. Иманжусип Копанулы родом из Павлодара, но 50 лет прожил на нашей земле. Из-за этого возникла путаница. Акан-сери все-таки Северо-Казахстанский, но он всегда здесь ходил. Возвышается великолепный памятник Акан-сери, но территория вокруг памятника нуждается в регулярной уборке.

Что может быть брендом Казахстана? В Индии – индийский чай, индийское кино, Бразилия – футбол, карнавал. А в Казахстане я бы сказала поэтическое слово и вокал. Казах рождался с домброй в руках. Акмолинская земля – все поют. В Тургае то же самое.

Современная молодежь - достойные потомки этой земли. Не надо в архаике копаться. Надо просыпаться и жить в XXI веке. Конечно, наши корни в прошлом, но сейчас надо жить в современном Казахстане. Весь мир сегодня пользуется гаджетами. Мы сумели сохранить свою культуру, не потеряли родной язык, мы должны гордиться этим. А иностранцам надо показывать, какая у нас красивая земля, рассказывать об этом.

В рамках проекта «Литературный путь» в Акмолинскую область приезжают журналисты из-за границы. Приехал недавно гость из Эстонии, работает в Европе, в Варшаве и в Москве, у него свое издательство. Он говорит: «Я просто поражен, какой красивый Казахстан! Я откровенно говорю про первозданность и чистоту. Вы не можете сравниваться ни с Европой, ни с Россией, ни с Прибалтикой». Он брал интервью у наших знаменитых композиторов, писателей, художников. Уезжая, он подарил свои книги и подчеркнул: «Вы даже не представляете какие вы чистые люди! Я испытал огромное эстетическое наслаждение. Я приеду еще раз, мне надо еще поработать».

Возвращаясь к модернизации, стоит отметить, что акмолинские меценаты в 2015 году вложили в культуру 158 миллионов тенге, в 2016 – 168 миллионов, а в рамках «Рухани жаңғыру» в 2017 и первый квартал 2018 – 568 миллионов тенге. Это колоссальные средства! В рамках проекта мы проводим мониторинг и уверенно поднимаемся в рейтинге.

 

 

Сейчас, когда пришла модернизация и есть проект «Единая онлайн-библиотека Казахстана», я взяла индикаторы. В инновационном проекте 1-й индикатор – телефонизация 20%. У нас нет телефонов не только в Кокшетау. 2-й индикатор – подключение к сети интернет, компьютеризация. В 80 селах, где население превышает 800 человек нет клуба. Это нормально?

Для населения мы придумали различные акции. Русский театр инициировал «театр на колесах» - выезды труппы с гастролями в отдаленные глубинки. В 2016 году на 25 -летие независимости театр поехал в село Богенбай би Зерендинского района. Там всего 160 человек проживает. После концерта вышел аксакал и сказал: «У меня хорошая пенсия. Я могу заплатить за билет. Приезжайте почаще».

Модернизация у нас началась раньше 2017 года. Мы шли к этому постепенно. Сейчас очень много поэтов. Один молодой поэт собрал клуб «Жас тулпар», сам все делает: печатает, слайды делает, рисует, книги делает, нашел спонсоров и издает свои книги. Собрав несколько акынов, они стали читать стихи на импровизированной сцене. Все подумали, что мы поэтов с Астаны пригласили, а это наши, все родные. Как хорошо, когда молодой парень пишет стихи. Недавно проходил творческий вечер. Раньше писали о любви через родную землю, через человеческие отношения. Как раньше писали Пушкин, Абай! А как Есенин «Хулиган» писал? Это как потрясение. А сейчас стихи без смысла: «Я тебя любил, я тебя забыл», через пять минут забываешь, о чем оно было. Наша молодежь поздно взрослеет, а гражданская активность приходит еще позже.

В модернизации активно участвуют представители других национальностей. На одном из мероприятий в библиотеке собрались все крутые историки, среди них была преподаватель ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Татьяна Васильевна Кошман. Посетив по работе Атбасар, приехал Берик Абдигали. Татьяна Васильевна выступила перед заместителями акимов районов о проекте «Сакральный Казахстан». Тут заместитель акима Астраханского района встает и говорит: «У нас нет сакральных объектов». Татьяна Кошман ответила, как историк: «Знаете, но жизнь до образования Астраханского района тоже была. Там же жили казахи. У нас должно быть национальное чувство гордости. Мне, как русскому представителю, рожденный здесь, интересно знать какое тут казахское название было». В течении двух недель нашли краеведов, бабушек-дедушек, подготовили список из 20 сакральных объектов.

Аким увлекается историей. Когда едет в район, в первую очередь он посещает сакральные объекты, а потом уже с народом встречается.

 

 

И в заключении хочется сказать об одном важном качестве казахов. Когда мы смотрим жизнь любого исторического деятеля, во всех книгах всегда пишут одно и то же: «родился там-то, умер там-то», общественный деятель не раскрыт как личность. Над разработкой очередного учебника для младших классов сидели учителя, методисты, «болашаковцы». Дошли до темы «Мен қазақпын», надо было назвать главное качество казахов. Мы споткнулись, какое качество самое-самое? Разработчик учитель-историк Зикирина Гульсара Бекеновна сказала: «Не надо писать про гостеприимство, надо писать про батырлық. Ведь благодаря этому качеству мы и сохранили нашу землю».

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?