Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ИСТОРИЧЕСКИЙ СИМВОЛ ТАРАЗА

1389
ИСТОРИЧЕСКИЙ СИМВОЛ ТАРАЗА - e-history.kz
Участники мотопробега «Менің Елім – Моя страна» поклонились памяти Айша биби

Общенациональное движение «Қазақстан - 2050» организовало мотопробег «Менің Елім – Моя страна» посвященный 22-летию Ассамблеи народов Казахстана.

Мавзолей Айша биби - уникальный памятник архитектуры ХІІ века. Мавзолей Айша-Биби отличается великолепием декоративного оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и орнамента более 60 разновидностей. Мавзолей находится в 18-и километрах от города Тараз, в ауле Айша биби Жамбылского района Жамбылской области. Он является жемчужиной средневекового зодчества. О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений, но существует более 28-и версий разных легенд. По одной из легенд, Айша биби была дочерью ученого и поэта ХІ века Хакима Сулеймана Бакыргани. Она была влюблена в молодого правителя Тараза Карахана Мухаммеда, но ее опекун Айкожа шайхы был против их женитьбы. Тогда она самовольно ушла к своему возлюбленному, но по дороге ее ужалила змея. На месте ее гибели был воздвигнут мавзолей.

По другой версии, Айша была женой Карахана, опечаленный ее безвременной кончиной, руками самых искусных архитекторов, он воздвиг над ее могилой невиданный доселе мавзолей.

Сам мавзолей представляет собой квадратное сооружение 7,6 х 7,6 метров. Толщина стен мавзолея составляет 80 см. В стенах проложены деревянные балки с целью прочного соединения стен и колонн. Мавзолей построен из жженого кирпича, снаружи облицован терракотовыми плитами. В центре фасада мавзолея находится ниша со стрельчатой аркой. Угловые колонны сужаются кверху, где они украшены поясом из изразцов с растительным орнаментом. В центре мавзолея находится надгробие (3 х 1,4 м). На западных колоннах имеются пояски с надписями написанные арабским алфавитом. На одной из угловых башен мавзолея видны обрывки строк из древнего двустишья: «Осень... тучи. Земля прекрасна...».

От первоначального сооружения сохранилась только западная стена. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства, включающие геометрический, зооморфный и растительные мотивы.

Первые исследования мавзолея провел русский археолог Василий Бартольд в 1893 году, позже его исследовали В.А. Каллаур в 1897 году, а в 1938-1939 годы – экспедиция Института истории и культуры КазФАН СССР.

Для защиты мавзолея в 1960 году был построен защитный стеклянный колпак, он использовался в образовательных и туристических целях. Долгие годы археологи и историки вели дискуссии о возрождении памятника. В 2002 году для восстановления мавзолея и строительства вокруг него парка был нанят Нишан Рамето.

Рядом с мавзолеем Айша биби есть другой известный мавзолей – Мавзолей Бабаджи Хатун. По легенде, Бабаджа хатун была спутницей Айши в ее последнем путешествии, а после ее смерти стала хранительницей мавзолея и была похоронена в 20-и шагах от нее. Мавзолей Бабаджи хатун имеет кубическую форму, его размеры 6,9 х 6,9 х 5,0 м, толщина стен достигает 1,23 м, построен из светлого обожженного кирпича размерами 25 х 25 х 4,5 см. Архитектурная композиция мавзолея простая. Три фасада здания, кроме западного, декорированы нишами и медальонами. Плоскости стен фасадов украшены ложными арочными окнами и нишами. Над окнами выложены круги из кирпича, выполненные фигурной кладкой. Декоративные ниши и медальоны заключены в рамку в виде буквы П. Над рамкой проходит зубчатая горизонтальная полоса, образованная сдвоенными кирпичами, повернутыми углами к наружной стене. Такие же полосы оббегают верх парапета и барабана, на котором установлен купол. Здание мавзолея увенчано граненым барабаном, который служил основанием для 16-реберного конического купола, но до наших дней он не сохранился. В 1981 году купол был реконструирован по проекту института «Казпроектреставрация».

Материалы и снимки взяты из проекта «Культурная карта Казахстана», созданного Казахстанской ассоциацией интернет развития и ресурсов 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?