Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Нильды - значит медный купорос

2349
Нильды - значит медный купорос - e-history.kz
170-летие в этом году праздновал аул Успенский, или Нильды, как называют его в народе, что значит голубой камень зеленоватого оттенка, или, попросту, медный купорос

Аул расположен между двумя реками Жаксы Сарысу и Жаман Сарысу. Всюду вокруг поселка и рудника можно встретить в холмистой местности камни сине-зеленого цвета. Это медная руда.

Академик К.И. Сатпаев писал, что медная руда здесь добывалась еще в глубокой древности, исчисляемой тысячелетиями. Чудские копи, отвалы здесь были весьма значительных размеров, и добыча измерялась тысячами тонн.

В 1847 году купец Н.А. Ушаков подал несколько заявок в Акмолинский окружной приказ и вскоре приобрел на свое имя ряд богатых месторождений меди в урочищах Нельды и Сокур-Саран.

16 февраля 1852 года в Екатеринбурге была создана компания по освоению полезных ископаемых Сарано-Успенского района. В число участников входили А.Т. Рязанов (35 паев), Т.П. Зотов (35 паев), Н.А. Ушаков (20 паев) и Н.И. Севостьянов. Началось строительство медеплавильного завода. Медь здесь добывали с 1855 года. Успенский рудник был основной сырьевой базой медной руды для Спасского медеплавильного завода. Руду доставляли на завод казахи на телегах, запряженных верблюдами, лошадьми или волами. Зимой и летом караваны из подвод с рудой медленно двигались в сторону Спасского завода, где дымили трубы медеплавильных печей.

Первоначально на Успенском руднике руду добывали открытым способом или «вразнос». Содержание меди в руде составляло от 16 до 30%. Каторжный труд, тяжелое материальное положение, невыносимые жилищные условия вызывали массовые заболевания горняков.

В конце 1904 года среди казахских рабочих и их детей, живущих в землянках на Успенском руднике, появилась натуральная оспа. Эпидемия оспы быстро распространилась среди рабочих, живущих в казармах. Окружной инженер вынужден был принять срочные меры для предотвращения дальнейшего распространения эпидемии. Забастовка рабочих Успенского рудника в 1905 году явилась наиболее крупным событием в истории революционного движения в Казахстане, именно здесь был образован «Русско-киргизский союз» рабочих. В 1905 году прошли известные события, местные казахские и русские рабочие во главе с Топорниным выступили с петицией российскому императору. В петиции были выражены в первую очередь социально-экономические проблемы: сокращение рабочего дня, увеличение заработной платы, улучшение условий труда. Неудивительно, ведь рабочие были вынуждены работать в тяжелейших условиях, многие получали профессиональные заболевания. К моменту начала забастовки на руднике работало 334 чел. из них казахов – 269 чел., русских – 65 чел.

В 1907 году вспыхнули забастовки на трех основных предприятиях Спасского акционерного общества: Спасском заводе, Карагандинских каменноугольных копях и Успенском руднике. Забастовщики требовали улучшения бытовых условий и точного соблюдения администрацией условий договоров с рабочими. Массовые волнения в регионе привели к некоторому улучшению материального состояния рабочих.

С 1907 года Успенский рудник перешел в руки акционерного общества Спасских медных руд, финансируемого Лондонскими банкирами. Была пущена узкоколейная железнодорожная линия «Спасский завод - Карагандинские копи» протяженностью 40 верст. Вместе с тем, удаленность от сельскохозяйственных регионов и неразвитость в крае аграрного сектора были причиной многих проблем с продовольственным снабжением.

К 1915 году запасы руды с высоким содержанием меди были уже извлечены и встал вопрос о добыче и переработке руды с содержанием меди 3-7%. В 1915 году в окрестностях Спасского завода имелось 125 зимовок, в окрестностях Карагандинской копи - 105, при Успенском руднике - 81 зимовка. В них проживало много рабочих-казахов, прежде работавших на медьзаводе и руднике: бурильщики, забойщики, металлурги и чернорабочие. В 1915 году из общего количества двух тысяч рабочих на промыслах было свыше 1500 казахов.

В 1914-1916 годы на склоне холма Дерментас у степной речушки Жаксы-Сарысу была построена обогатительная фабрика. Это было первое обогатительное предприятие Центрального Казахстана. На фабрике производили дробление руды, помол ее и флотацию со смолой, получаемой из rарагандинского угля. Продукцией обогатительной фабрики был концентрат руды с содержанием меди 25-30%. Проектная производительность фабрики - 100 тонн в сутки, но фактическая была меньше. Фабрика проработала до 1 июня 1919 года, когда возникший пожар за два часа прекратил ее существование. Развалины этой фабрики и по сей день и видны между станциями Жарык и Нельды.

В 1916 году на руднике работало более четырехсот человек. Для добычи руды был пройден вертикальный ствол глубиной 213 м. На руднике работала паровая машина, выполнявшая через подъемную установку работы по спуску-подъему людей, руды, грузов. Паровая машина через генератор вырабатывала электроэнергию. Так что Успенский рудник по тем временам представлял собой воплощение последних достижений техники.

В 1917 году после революционных событий завод законсервировали, а пришедшие к власти большевики национализировали предприятие.

В июне 1925 года по специальному постановлению Совета Труда и Обороны СССР Успенский медный рудник, Спасский медеплавильный завод вошли в Атбасарский трест цветных металлов. Руководство треста назначило молодого Сатпаева начальником геологического отдела, возложив на него всю геологоразведку.

 

В 1928 году К. Сатпаев опубликовал в журнале «Народное хозяйство» статью «О перспективах развития спасских промыслов», в которой поднял вопрос о восстановлении промышленной разработки успенского месторождения, Спасского медеплавильного завода. Статья имела большой резонанс. И в 1929 году по решению Совета труда и обороны СССР на Успенском руднике начались восстановительные работы. Сотни семей казахов переехали в поселок Успенский, поселились в бараках, получили работу на руднике и на Спасском медеплавильном заводе. В химическую лабораторию доставляли пробы руд, и после их дробления проводили химический анализ в целях определения компонентов и, главное, содержания меди в руде. В работе рудника были и тяжелые периоды; дело в том, что уголь из Караганды доставляли гужевым транспортом и когда задували бураны и метели, нередкие в этих местах, доставка угля прекращалась. Паровая машина останавливалась, насосы не работали из-за отсутствия электроэнергии, и шахта снова затапливалась. Зимой таких случаев было немало.

20 марта 1931 года Постановлением Президиума КазЦИК Карагандинский район был переименован в Тельманский с центром - Спасский завод.

В 1935 году в связи с освоением Джезказганского бассейна началось строительство железной дороги Успенский рудник - Джезказган общим протяжением 414 км, которая соединила Карагандинский угольный бассейн с Джезказганом.

Недалеко от Успенского в 1956 году геолог Г.И. Бедров открыл крупные месторождения вольфрама и молибдена. Началось строительство Кайрактинского вольфрамового и молибденового горно-обогатительных комбинатов. Успенский рудник и связанный с ним технологической цепочкой Спасский завод считались центром огромного Карагандинского региона.

В 1964 году Успенский рудник был закрыт. На то было много причин. Каныш Сатпаев скончался в 1964 году, начались разговоры, что руда здесь иссякла и перед государством встала задача поднять промышленную базу Жезказгана. В 1964 году на месте Успенского рудника был открыт совхоз Успенский.

С обретением независимости край пришел в упадок. Даже пионерский лагерь, построенный в советское время, был разрушен местными жителями. Молодежь не задерживается в поселке, нет работы и инфраструктуры.

Но активисты и выходцы из этого знаменитого края не унывают и не сидят сложа руки. Осень силами энтузиастов и местных меценатов здесь прошли юбилейные мероприятия, посвященные 170-летию Успенского рудника.

К юбилею в Успенском открыли монумент погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В рамках праздничных мероприятий состоялась презентация энциклопедии Успен - Нильды.

Магзиев Жумагали Диярович, директор колледжа технологии и сервиса г. Караганды, один из организаторов юбилея, уроженец села Успенское, считает, что Успенку можно поднять, надо привлечь инвесторов, может быть даже англичане вспомнят о своих активах, о Спасском медеплавильном заводе и вернутся в Успенку.

Сембеков Адлет заведующий музея им. С. Сейфуллина, рассказал нам что задолго до открытия рудника здесь были священные места, сопка Аулиетас родник и камень. Они обладали особыми свойствами благодаря наличию меди. Аулиетас обладал уникальными свойствами, родниковая вода, обогащенная медью, исцеляла людей, полностью уничтожая всевозможные кожные заболевания. Во время колониальных административных реформ была создана Нильдинская волость. Недалеко от Успенки находилось зимовье Сейфуллиных, где родился Сакен Сейфуллин. После смерти Оспана, отца Сейфуллы, Сейфулла занимался воспитанием Мустафы и Мукажана. В ауле была русско-казахская приходская школа, в которой учился Сакен Сейфуллин. Сейчас в этой школе расположен музей Сакена.

Успенский рудник сыграл большую прогрессивную роль в развитии промышленности Центрального Казахстана. Он стал кузницей кадров для республики. Сейчас этот край нуждается во внимании со стороны исполнительной власти. Во-первых, в рамках реализации программ «Туған жер», «Сакральный Казахстан» можно организовать краеведческую работу по изучению региональной истории, восстановлению культурно-исторических памятников и на основе этого создать туристические маршруты. Во-вторых, актуальными остаются идеи о восстановлении в здешних местах добычи меди. В недрах Успенского лежат нетронутыми тонны медной руды, золота, серебра, вольфрама и молибдена. Их разработка разбудила бы степь близ Успенки, дала большой толчок развитию края.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?