Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

МЕЧЕТЬ ТЫНЫБАЯ

2472
МЕЧЕТЬ ТЫНЫБАЯ - e-history.kz
Участники мотопробега «Менің Елім – Моя страна», организованного общенациональным движением «Қазақстан-2050», побывали в мечети Тыныбая, которая находится в городе Семей

Тыныбай Каукенов в период развития товарно-денежных отношений в Казахстане в первой половине ХІХ века был одним из первых казахов Семейского региона, который занялся торговлей – он был крупным купцом 2-ой гильдии. Он происходил из рода «уак», был старшиной Кокенской волости. Каукенов был принят в члены купеческого сословия и стал мещанином.  В то время все члены мещанской семьи могли так называться.

Данное название в царской России официально стало употребляться с 1785 года. Как социальный класс мещане представляли собой  мелкую буржуазию. Они вносили членский взнос за свою принадлежность к купеческому сословию и выплачивали налоги, которые шли в городской бюджет. К тому же интересы купцов защищались законом, выдавались специальные паспорта, свидетельствующие о том, что они мещане. Мещанское звание передавалось по наследству от отца к сыну.

Согласно российской переписи населения в 1897 году количество мещан достигло  13386,4 тысяч. В то время они считались самым влиятельным классом.

Семей – край, знаменитый своими оригинальными мечетями. В городе есть древние мечети, которые до сих пор сохранились. 15 декабря 1872 года Семипалатинская городская дума из Правительствующего сената просит Слободку на левом берегу Иртыша включить в городскую черту. Об этом известно из материалов Омского архива «Дело о присоединении заречной Слободки к г. Семипалатинску».

Заречная Слободка состоит из трех смежных с названиями «Тинибаевская», «Джаломановская», «Тарактинская», в которых числится до 534 домов с населением 2686 человек, преимущественно киргизов».  Правительствующий сенат своим указом удовлетворил просьбу городской думы. Часть города на левом берегу с названием «Тинибаевская Слободка» связана с именем Тыныбая Каукенова, киргиза (казаха) из рода «уак», купца второй гильдии купеческого сословия.  Это подтверждает архивный материал от 22 августа 1839 года «Доклад о состоянии киргизов, кочующих выше города Семипалатинска»: «... один Семипалатинский киргиз Тыныбай Каукенов, торгуя в степи, сумел приобрести порядочный капитал и построил в городе дом, с 1839 года записался уже в купцы по третьей гильдии».

Еще в архиве Казахстана сохранилось архивное дело 1842 года под названием «Дело о причислении старшины Уваковской волости Каукенова в купеческое сословие города Семипалатинска». Все вышеперечисленные архивные данные подтверждают, что Т. Каукенов действительно жил в городе Семипалатинске. Будучи купцом, он построил жилой дом на левом берегу Иртыша. Рядом с домом начал сооружать магометанскую молитвенную мечеть. Архитектура памятника принадлежит к типу «сибирско-татарских» мечетей, его принцип построения весьма схож с конструкциями памятников православного культового зодчества, когда на одну ось нанизываются разновеликие составные части. Различие заключалось, главным образом, в купольном и вертикальном завершении, традиционном для ислама. 

Четверик основного объема в православной традиции, дополняемый малым четвериком или восьмериком, в исламском зодчестве, как правило, украшен подобными надстройками с несколько иной формой купольного покрытия. Стены мечети скупо декорированы. Их оживляют оконные проемы прямоугольной формы, а также люкарны верхнего яруса основного объема, служащие для освещения помещения для женщин. Дополнительным декором являются печные и водосточные трубы, украшенные затейливым узором.

Тыныбай Каукенов был знаком с Ф.М.Достоевским и прокурором Врангелем. Они даже были в гостях у купца. Чокан Валиханов в своих дневниках, которые вел во время своего знаменитого путешествия в Кашгарию, писал, что Тыныбай вел торговлю с Китаем. Мечеть Тыныбая – одна из немногих мечетей, которая работала в атеистическую советскую эпоху, когда религия была под запретом.

 

Использовались материалы Централизованной библиотечной системы города Семей 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?