Мероприятие проводится в рамках культурных мероприятий, приуроченных к празднованию 39-летия Исламской революции в Иране.
Искусство миниатюры, достигшее в средние века в странах Ближнего и Среднего Востока небывалых высот, заняло особое место в художественной жизни Ирана. Это - живопись без светотени. Изображение строится на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания чистых и звучных цветовых пятен. Как и в поэзии Востока, в миниатюре принят обычай повторения широко известных сюжетов и художественных приемов. Вместе с тем, миниатюра как светское искусство, была наиболее приближена к реальности.
На выставке были представлены миниатюры известного художника, преподавателя по иранской живописи, почетного члена Института развития искусств Бехзада БОЗОРГИ.
Открывая выставку заместитель директора Национального музея Республики Казахстан Абай САТЫБАЛДИН отметил, что между казахским и иранским народами с древнейших времен существовала тесная культурная связь, которая прослеживается в легендах, поэзии, сказках, археологических памятниках, произведениях искусства и в языке.
Заместитель директора Национального музея Республики Казахстан Абай САТЫБАЛДИН
Современные отношения между Казахстаном и Ираном развиваются также динамично и в политической, и в экономической, и в культурных сферах. Иранская живопись, которая воплотилась в форме миниатюры, сегодня в Иране обрела второе дыхание. Есть много талантливых художников, которые работают в этом же жанре, один их них Бехзад БОЗОРГИ.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Республике Казахстан г-н Моджтаба ДАМИРЧИЛУ
Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Республике Казахстан г-н Моджтаба ДАМИРЧИЛУ поблагодарил руководство музея за поддержку в организации мероприятия.
- Данная выставка посвящена 39-летию Исламской революции в Иране. Выставка несет в себе цель – сближение двух народов, чтобы мы, казахстанский и иранский народы больше познавали, узнавали друг о друге. Иранская миниатюра – это одно из проявлений очень древнего искусства Ирана, которая является одним из видов иранской культуры. Искусство миниатюры отражает социальные, политические, экономические процессы, происходящие в обществе. На миниатюрах представлены события, так или иначе раскрывающие историю Ирана и его соседей.
Советник Масуд ШЕЙХ ЗЕЙНЕДДИН
Советник Масуд ШЕЙХ ЗЕЙНЕДДИН рассказал занимательную историю о Мавлана. Мавалана в Казахстане известен как Руми, в Иране он известен как Мавлана или Маулави. Мавлана Джалал ад-Дин Руми родился на севере Афганистана в городе Балх. Ему было 12 лет, когда он покинул свою родину и отправился в хадж. По пути в Мекку он проезжал город в Иране и встретился с богословом, и он сказал, что этот мальчик в будущем достигнет больших успехов. То есть он предвидел большое будущее Джалал ад-Дина Руми. После завершения хаджа Джалал ад-Дин Руми отправился на территорию современной Турции, которая в то время называлась Рум.
Остановился в городе Конья, и с тех пор стал известен как Руми, так как жил в Руме. Он был факихом, то есть исламским специалистом в области права. У него была своя школа, он преподавал исламскую юриспруденцию, шариат. В 38 лет он встретился с Шамсой Тебрези. После этой встречи Мавлана изменился, стал другим человеком. Около 60 бейтов (стихов) он посвятил Шамсе Тебрези. Это очень важная страница в его биографии. Некоторые сравнивали книгу «Маснави» Руми с Кораном, только на персидском языке. Известный пакистанский поэт писатель Ихбал Лагури говорит в стихах о том, что стихи «Маснави» – это Коран на персидском языке и языке пехлеви.
Художник Бехзад БОЗОРГИ
Бехзад БОЗОРГИ поблагодарил присутствующих за проявленный интерес к его выставке, которая проходит в Казахстане уже второй раз. Эта выставка - результат трехлетнего труда, посвященного Мавлане.
- Искусство миниатюры у нас занимает важное место, здесь важны именно линии и цвет. Так как данная выставка посвящена более философскому и мистическому характеру, я постарался по возможности меньше использовать различные цвета. В основном, здесь представлены белый, золотистый и черный цвета. Я использовал линии, старался использовать не прямоугольные, а кругообразные фигуры.
Живопись, где используются линии не круговые, а овальные – это один из методов восточного искусства живописи. В миниатюре использовал тонкие и толстые линии, именно этим я пытался выразить искусство. После официальной церемонии открытия выставки преподаватель по различным техникам живописи в школах Тегерана Бехзад Бозорги провел мастер-класс по иранской живописи.
Фотооператор Артем ЧУРСИНОВ