Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Кто ищет знания, того ищет рай»

1633
«Кто ищет знания, того ищет рай» - e-history.kz
Эта надпись с комплекса XIV века ал-Хакима ат-Термези в Термезе стала девизом проекта «Архитектурная эпиграфика Узбекистана» по изучению надписей на исторических памятниках Узбекистана

В 2011 году в Узбекистане началась реализация государственного проекта «Архитектурная эпиграфика Узбекистана» по изучению надписей на исторических памятниках архитектуры. 

17 октября 2016 года в Ташкенте состоялась презентация 12 книг-альбомов, раскрывающих секреты надписей на архитектурных памятниках Каракалпакстана, Андижанской, Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Сурхандарьинской, Ферганской, Хорезмской областей и Ташкента, а также двух фотоальбомов, посвященных архитектурным историческим комплексам Самарканда — Регистану и Шахи-Зинде. 

ec873c4868a7f5e15ca0800d093ea453.jpg

Фото: УзА

Несколько лет ученые собирали ценный материал по проекту «Архитектурная эпиграфика Узбекистана», направленного на комплексное изучение и обобщение эпиграфики всех архитектурных памятников, расположенных на территории Узбекистана. Специалисты провели уникальную работу. Прочли и перевели надписи на 1500 памятниках, при этом ранее не известные. Среди которых более 200 стихов, назиданий, мудрых изречений, более 100 имен мастеров и каллиграфов, 300 религиозных и 150 посвятительных надписей, 150 хронограмм и 100 исторических дат, 100 указов правителей и другая не менее интересная информация. 

Ученые расшифровали надписи на крупнейших мавзолеях Самарканда, таких как комплекс Шахи-Зинда, мавзолей и соборная мечеть Амира Тимура, мечеть Биби Ханум, комплекс Регистан и другие. Были исследованы эпиграфические надписи хивинских памятников, в результате удалось прочитать надписи на 13 архитектурных комплексах. 

7af8875a3a19416776d17a36e31ff6db.jpg

Фото: УзА

Особый интерес для истории Центральной Азии и мусульманского Востока вызывает архитектурная эпиграфика Шахрисабза. Надписи содержат данные о важных событиях, исторических личностях. 

Много архитектурных исторических памятников Намангана были изучены. Среди них, медресе Мулла Кыргыз, гробница Ходжи Амина, Мулла Бохор Охунд, мечети Ота Валихон тура и Шейха Исхон Эшона, святое место поклонения Инбир Ахмад. В книге представлены эпитафии, содержащие уникальные данные и даты смерти ряда знаменитых шейхов и богословов. 

cb6fec66564564f0d5ad32fde5414d7e.jpg

Фото: УзА

Не меньший интерес вызывают альбомы, посвященные Андижану, Бухаре, Фергане, Навои и, конечно, Ташкенту, содержащие немало интересной и ценной информации. В каждой книге представлены десятки подобных эпитафий, благопожелательных надписей, обращений и призывов. Так, в комплексе Шахи-Зинда в мавзолее Уста Алима Насафи в центральном медальоне высечена надпись: «Нет мира, кроме как в согласии, Нет близости, кроме как в истине, Нет прилежного поведения, кроме как в прощении, Нет дружбы, кроме как в верности». 

По мнению руководителя отдела восточной культуры и искусства Лувра Ронте РОККО (Франция), эти издания представляют огромный интерес не только для специалистов по эпиграфике, но и самих жителей исторических городов Узбекистана и приезжающих туда туристов. Творческая группа проекта проделала колоссальную работу в области изучения и систематизации эпиграфики разных регионов страны.  

Профессор истории, археологии и искусства Средней Азии Каирского университета Ахмад Раджаб РИЗК отметил, что проведенная научная работа охватывает наиболее важные письменности и стили каллиграфического письма. Серия очень важна и полезна для всех исследователей, а также для студентов, знакомя их с достопримечательностями Узбекистана и запечатленными на них надписями. Ее можно считать значимой не только для Узбекистана и его культуры, но и для исламской цивилизации в целом. 

Работа над проектом по изучению эпиграфических надписей исторических памятников Узбекистана не прекращается. Ученые планируют издать 25 томов. 

 Арман СУЛЕЙМЕНОВ

По материалам «Газета.uz»

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?