Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Как хранят аудиовизуальные документы

1939
Как хранят аудиовизуальные документы - e-history.kz
Государство осуществляет комплексное развитие программы «Рухани жаңғыру», одним из направлений которой является «Архив 2025».

Центральный государственный архив кинофотодокументов Республики Казахстан обладает большим опытом работы в сфере перевода аудиовизуальных документов на современные носители, их оцифровке путем сканирования (кинофотодокументов) и перезаписи (фонодокументов), созданию программы, позволяющих производить поисковую работу по любому из видов документов.

 

 

История государства отражена не только традиционными бумажными носителями, но и документами технического достижения. В настоящее время в оборот архивной терминологии активно внедряется понятие «аудиовизуальный электронный документ», под которым понимаются электронные документы, содержащие аудиовизуальную информацию. При освещении истории исследователи обращаются к ним, как достоверному источнику, которые позволяют полноценно изучить материалы. В этой связи, достижения архива в деле обеспечения сохранности аудиовизуальных документов, напрямую связаны с возможностью оперативного предоставления исследователям аудиовизуальной ретроспективной информации.

Аудиовизуальные архивы, по определению, технические архивы, на каждом участке от стадии приема документов на государственное хранение до предоставления информации исследователям, архиву необходимо специальное оборудование, отвечающее современным требованиям.

Принципы и технологии обеспечения сохранности документов архива кинофотодокументов Республики Казахстан показывают исследователям, как и каким образом обеспечиваются сохранность этих документов, технологии, которые сопровождают принципы хранения аудиовизуальных документов в условиях архивного хранения, прежде чем попадают к исследователю для изучения их содержания. 

Одним из направления деятельности архива кинофотодокументов Республики Казахстан, наряду со стандартными функциями, является предоставление аудиовизуальных документов исследователям. Так, аудиовизуальный документ содержит изобразительную и звуковую информацию, воспроизведение которой, требует применения соответствующего оборудования.

Развитие высоких современных технологий диктует необходимость совершенствования форм использования аудиовизуальных документов. Прежде, чем представить аудиовизуальный документ в формате широкого доступа, первоочередной задачей архива является решение вопроса о физической сохранности оригиналов. Необходимо проведение комплекса традиционных видов работ, в составе которых: консервационно-профилактическая обработка всех видов документов, включающая периодическую проверку состояния кинофотофонодокументов архивного фонда (контроль физико-химического состояния оригиналов, обеспыливание, реставрация, ручная чистка спиртом, чистка с помощью ультразвуковой установки с использованием сольвента 3 М Novac 8200для кинодокументов).

 

 

Фонодокументы на магнитной пленке и граммофонные пластинки – тот вид аудиовизуальных документов, которые архиву в первую очередь необходимо было сохранить и перевести на современные носители. Это связано с техническим состоянием девятимиллиметровой магнитной пленки (жизненный цикл такой пленки – 15-25 лет, а в фондах архива хранится масса фонодокументов 60-летней давности). Эти документы подвержены серьезным временным изменениям (физическим и химическим), зачастую на грани исчезновения. Часть их была не востребована по причине невозможности прослушать звукозапись на оборудовании, которого уже нет (граммофоны, проигрыватели, магнитофоны для катушечных кассет 4, 9 скорости записи). Все вышеперечисленные виды работ обеспечивают подготовку аудиовизуальных документов к переводу на современные носители, в нашем случае – оцифровку, путем сканирования (кинофотодокументов) и перезаписи (фонодокументов). Оснащенность оборудованием для перевода кинодокументов на современные носители долгое время не соответствовала потребностям архива. 15 лет назад единственной возможностью оцифровки кинодокументов была прямая перезапись с киноэкрана видеокамерами стандарта BetacamSP и miniDV и простой нелинейный монтаж.

В 2012 году архив приобрел не только комплекс оборудования по оцифровке кинодокументов (пленка, 35 мм, 16 мм), но и ультразвуковую установку для чистки машинным способом оригиналов кинодокументов для подготовки к оцифровке и консервации (для последующего долгосрочного хранения). Оцифрованные копии кино- и видеодокументов сохраняются в формате FullHD с размером изображения 1920 на 1080 пикселей и помещаются в серверы долгосрочного хранения. Таким образом, исключается последующее использование оригинала кинодокументов. В дальнейшей работе используются только цифровые копии.

Оборудование также позволяет выполнять следующие виды работ: на фильмопроверочных и звукомонтажных столах производится проверка технического состояния, мелкая реставрация, замена ракордов кинодокументов, подготавливаемых к чистке.

Новое оборудование позволяет работать с кинодокументами как на 35 мм пленке, так и на 16 мм, тогда как до сего времени кинодокументы на 16 мм пленке лежали на архивных полках «мертвым грузом» из-за отсутствия соответствующего оборудования. А ведь зачастую содержание этих документов просто уникально.

Подготовленные кинодокументы проходят процесс очистки на установке «UltraClean» (с использование безопасного реагента 3 М Novac 8200, который в отличии от стандартного перхлорэтилена не причиняет вреда ни человеку, ни окружающей среде). Только прошедшая очистку пленка может быть допущена к сканированию (оцифровке). Архив может оцифровывать широкоформатные фильмы, несинхронные кинодокументы, кинодокументы, не имеющие позитивной копии при наличии негатива изображения и негатива фонограммы (и все это относится как к 35 мм, так и 16 мм пленке).

В процессе сканирования на станции оцифровки оператором производится коррекция цвета, света, яркости и контрастности изображения; поступающий со сканера цифровой видеопоток автоматически очищается корректором видеошума от таких дефектов, как пылинки, царапины и мелкие тактильные повреждения. Сканируемые кинодокументы сохраняются на сервере временного хранения и затем переносятся в роботизированное хранилище на долгосрочное хранение (срок хранения – до 30 лет). Сохраненные цифровые копии документов могут быть использованы архивом в любой форме, затребованной потребителем ретроспективной аудиовизуальной информации (предоставление копий, монтаж, конвертация в любой затребованный видеоформат и кодировку (mpg 2, DVD, JPEG 2000 и др.).

Таким образом, современное обеспечение сохранности аудиовизуалных документов требует профессионально подготовленного подхода и умения работать с достижениями техники, с тем чтобы исследователи могли полноценно использовать имеющиеся ресурсы для исследования.

Б.Е. НУРПЕИСОВА,

к.и.н., руководитель научно-практического клуба «Documentum» кафедры Всемирной истории, источниковедения и историографии КазНУ им. аль-Фараби,

А.И. БУРКИТОВА,

магистр, член научно-практического клуба «Documentum» кафедры Всемирной истории, источниковедения и историографии КазНУ им. аль-Фараби 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?