Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Соединить горизонты истории

1910
Соединить горизонты истории  - e-history.kz
Обсуждение статьи Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» прошло 13 апреля 2017 года на круглом столе в Институте истории государства

Своими идеями, мыслями поделилась доктор исторических наук, профессор А.М. Ауанасова – главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК.

Поднятая в статье Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» тема созвучна с процессами, которые переживает Казахстан на современном этапе. Она в полной мере становится составной частью экономической и политической модернизации, которую наша страна начала с провозглашения Независимости. По мнению профессора, статья задает вектор движения казахстанской нации на годы вперед, так как обозначенная модернизация затрагивает, прежде всего, вопросы, связанные с формированием новой модели сознания и мышления, которые составляют основу нашей казахстанской нации. Опираясь на предложенный приоритет, у Казахстана есть возможность соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего на десятилетие вперед.

- Алима Мусировна, что, по-вашему, является фундаментом предложенных Президентом основных элементов модернизации?

- Выделенные Президентом Казахстана основные элементы модернизации сознания, как общества, так и каждого казахстанца – конкурентоспособность, прагматизм опираются на национальную идентичность, культуру, образование, которые по праву позволят стать факторами успеха нации, и приблизить Казахстан к 30-ку конкурентоспособных стран мира.

- Какие задачи поставлены перед учеными?

- Задачи, стоящие перед творческой интеллигенцией – учеными историками в условиях глобальной конкурентоспособности в сфере науки об образования вытекают из конкретных исторических условий современной действительности: Во-первых, глубокая историческая логика заставляет нас постоянно возвращаться к изучению историю ХХ века. Мы, ученые, выносим уроки, делаем выводы, прогнозируем, позволяя обществу двигаться в заданном направлении. Иначе говоря, ученые гуманитарии задают своеобразный алгоритм движения нации, пытаясь сохранить особенности исторического развития Казахстана и использовать научные достижения для формирования самосознания казахстанского общества. Во-вторых, понимая, что эволюционное развитие казахстанского общества – это шанс нации на процветание, мы постоянно ставим перед собой задачу подготовки трудов мировоззренческого характера, позволяющие формировать молодое поколение, готовое противостоять вызовам времени. В тоже время наши труды несут в себе задачу сохранения культурного кода нации. От того насколько продуктивной будет наша работа в этом направлении, от этого будет зависеть наше будущее, будущее Независимости.

- На что в таком случае будут ориентирована современная молодежь?

- Я думаю, что наши работы должны быть нацелены на раскрытие сознания молодежи в их готовности к переменам, способности к восприятию чужого опыта, лучших мировых достижений и т.д. во благо Родины. Такое многомерное восприятие действительности формирует у молодежи знания о мировых тенденциях и событиях, с одной стороны и с другой, способствуют сохранению национальной истории, культуру, искусство, музыку в наше время.

- Что вы думаете по поводу перехода казахского языка на латиницу?

- Предложенная повестка дня на ближайшие годы – поэтапного перехода на латиницу закономерный, объективный шаг, к которому Казахстан подходит со всей взвешенностью и осторожностью. Во-первых, переход восстановит разорванные духовные связи с единым тюркским миром, который был нарушен в условиях тоталитаризма, с которым мы исторически, духовно связаны на протяжении многих столетий. Во-вторых, переход приблизит нас активному сотрудничеству и влиянию на исламский, тюркский мир своей миролюбивой политикой открытости и толерантности. В-третьих, через современную технологическую среду, коммуникации научно-образовательного процесс, мы сможем пропагандировать достижения нации, сохранить национальную идентичность и культурный код. Это очень важно в условиях глобализирующегося мира. Вместе с тем, мы должны сохранить наработанное годами интеллектуальное и духовное наследие, полученное благодаря кириллице. А это огромный пласт литературы, искусства, истории, музыки.

- Об этом как раз Президент упомянул в программной статье.

- Да, предложенные Главой государства проекты «Новые гуманитарные знания. 100 новых учебников на казахском языке», «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Культурно-географические пояса», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», вызволят воссоздать комплекс мер по заслону воздействия чуждых идеологических влияний, сохранить и создать определенные культурные ценности, сформировать национальную символику, которые станут каркасом национальной идентичности. В этом вопросе не последнюю роль пора отвести геральдике Казахстана, которая как наука, имея свои глубокие исторические, культурные корни может стать объединяющим фактором обновления нации.

- Какой из предложенных Главой государства проектов вы выделили бы особо?

- Отдельно хочу сказать о предложенном проекте «100 новых лиц Казахстана» - это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за стремительные годы Независимости. Проект очень значим для ученых занимающихся периодом Независимости, ибо он дает шанс восполнить картину современной действительности Казахстана, очеловечить историю. Созвучный с серией «Ұлы дала тулғалары» (проект ИИГ), который регулярно пополняется новыми, забытыми именами казахстанцев, предложенный проект даст возможность исследователям на конкретных историях людей, выдающихся современников, раскрыть деятельность в первую очередь Личности, ее поступков в переломные моменты истории Независимости. Их рассказы, о жизни, зафиксированные в новых книгах, останутся в качестве примера для подражания будущим поколениям молодежи и составят золотой фонд нации. Воссоздание таких подлинных историй и должно стать одним из направлений профессиональной работы ученых Института истории государства. Другой вопрос, каковы критерии отбора в число 100 новых лиц? Для этого видимо в дальнейшем, будет создана рабочая группа, которая сможет разработать адекватные критерии для отбора претендентов в список 100 новых лиц Казахстана. Выпавший исторический шанс ученые должны в полной мере его использовать, так как он позволяет формировать молодое поколение и служит концептуальной основой духовного обновления нации и одним из векторов модернизации.

- Спасибо! Пожелаем успехов историкам Казахстана.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?