Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ИИСБЕК АБИЛЬМАЖИНОВ: ВЕРБЛЮД РАЗДАВИЛ МНЕ НОГУ

1646
ИИСБЕК АБИЛЬМАЖИНОВ: ВЕРБЛЮД РАЗДАВИЛ МНЕ НОГУ - e-history.kz
У Асана кайгы много монолога и ему приходилось много говорить. Если бы он не говорил, читателям многое было бы не понятно

Иисбек ага, вы сыграли роль Асана кайгы в исторической картине «Алмас кылыш»? Как вы пришли к этому?

Конечно, сыграть этот образ - мечта каждого актера. К тому же эта роль требует большой ответственности. В кастинге участвовали несколько опытных актеров, в том числе я. Пятнадцать лет назад мне довелось побывать в мавзолее Асана кайгы и прочитать там молитву.  Тогда мне и в голову не приходило, что буду играть его роль. Я считаю, мне очень повезло, что эта роль досталась именно мне.

Вы раньше были знакомы с наследием Асан кайгы?

Я помню, как в 6-7 классах прочитал трилогию Ильяса Есенберлина, и был очень удивлен. Величие Есенберлина в том, что несмотря на то, что при жизни он не добился славы, но оставил после себя вечное наследие. Сейчас его имя упоминается все чаще. Вот что, по-моему, значит величие. Я не могу словами выразить то впечатление, которое получил от чтения исторических романов писателя.  У меня проснулись патриотические чувства, я стал гордиться тем, что родился казахом.

Было высказано много критики насчет того, что в фильме очень много место выделено монологу Асана кайгы. Вы согласны с этим? Остается ли Асан кайгы в образе старого мудреца, восседавшего на верблюде?   

Вы знаете, что средства были выделены только на съемку исторического сериала. Но ведь такая возможность не всегда наступает. Поэтому творческая группа, режиссер киноэпопеи Рустем Абдрашев пошли на риск и запланировали снять полнометражный фильм, из всех десяти серий. Затраты на полнометражный фильм и на сериал сильно отличаются друг от друга. В связи с этим, Асану кайгы приходится много говорить. Если бы он не говорил, читателям многое было бы не понятно.  У нас много исторических романов, их многие читают. И эти читатели спрашивают: «Когда же вы снимете кино, почему не снимаете фильм про батыров, абызов и ханов?». Это как бы подарок нашим читателям. Конечно, это идея принадлежит нашему Главе государства Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Поэтому, проект был на контроле самого Президента. В каких бы отдаленных местностях казахской степи мы не находились, везде на устах крылатые слова Асана кайгы. Так почему бы не говорить его слова?   Найдутся еще много критиков, даже некоторые говорят: «Я сам не смотрел кино, но все равно буду высмеивать его». Разве стоит обращать внимания на такие высказывания? Пускай критикуют как душе угодно!

Очень легко отличить ваш баритон от других голосов. Вас выбрали на эту роль именно из-за вашего голоса?

Баритон – это подарок, которым наделил меня Всевышний. Может и взяли меня из-за голоса, это знает Рустем Абдрашев, я не спрашивал.

Расскажите про одежду. Почему Асан кайгы до конца фильма ходит в одной одежде?

В фильме показан только тот момент, когда Великий караван едет от Дашти-Кыпчака и достигает Семиречья, это по времени где-то три, максимум шесть месяцев. Поэтому нет надобности переодеваться несколько раз. Если у фильма будет продолжение, возможно над этим задумается художник по костюмам.

Известно, что фильм был снят в очень тяжелых обстоятельствах. С какими трудностями вы столкнулись во время съемочных работ?

Сложность заключалась в том, что съемки проходили на высоте двух тысяч метров над уровнем моря. Там атмосферное давление очень высокое, из-за чего сердце учащено бьется, голова кружится. Актеры часта падали в обморок, даже верблюды не выдерживали таких погодных условий. Несмотря на то, что верблюд раздавил мне ногу, я все равно не оставил съемочную площадку. И вот когда мы получаем слова благодарности от зрителей, все эти трудности забываются. Конечно, сказывались и зимние морозы, снег, осадки и густой туман, бывало, что болели часто. Но мы все-таки смогли преодолеть все трудности, в результате которого перед вами киноэпопея, достойная и похвалы, и критики.  

Как должны связываться художественная реальность и историческая точность?

Закономерно, что должна присутствовать художественная реальность. Потому что, это все-таки художественная картина. Однако, фильм будет признан зрителями только, когда художественная реальность будет снята на основе исторической реальности. Будет ошибочным, если мы будем перегибать палку. Но я понял, что у молодежи, которая посмотрела этот фильм, просыпаются патриотические чувства. Я был свидетелем, как в кинотеатре молодые при просмотре фильма, призывали «Алаш! Алаш!». Получается, мы не зря потрудились. Мы достигли совей цели. Благодарю вас за грамотные вопросы. Желаю вам плодотворной работы!  

Благодарю за беседу.

Зангар КАРИМХАН

Перевод: Гульнур Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?