Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

На что живут историки? Доктор PhD

2107
На что живут историки? Доктор PhD - e-history.kz
Интернет портал National Digital History проводит специальный опрос среди профессиональных историков о социально-материальном благополучии. Участвуйте, делитесь, выносите решение

Первый участник опроса историк - PhD Жаксылык Сабитов.

«Я всегда хотел быть историком. Дедушка у меня был историком, и от него мне досталась книга Мухаммеджана Тынышпаева 1925 года, которую я зачитал до дыр. Уже в школе, прочитав в нн-ый раз книгу Тынышпаева пришел к выводу, что он не прав в определении личности Алаша-хана. И, наверное, это была моя первая научная догадка, вылившаяся только через десять лет в статью про Алаша-хана, которого я отождествляю с Уру-ханом, прадедом Джанибека и Керея. В 1999 году я закончил школу, но когда нужно было выбрать специальность обучения я выбрал специальность Политология, так как это была новая специальность и как я думал, конкурс на эту специальность должен был быть меньше. То, что я там отучился 10 лет (5 специалист, 2 года магистратуры и 3 года докторантуры), об этом я не жалею, так как с одной стороны, политология дает более широкий взгляд на методологию гуманитарных наук. С другой стороны, обучение на смежной специальности не задало никаких рамок при исследовании того или иного события или биографии той или иной личности. С 2007 года я вернулся к истории, начал писать первые статьи. С 2009 года я ежегодно езжу на международные конференции в Россию и Татарстан, посвященные тем или иным аспектам средневековой истории кочевников Евразии. Эти конференции дают огромный научный рост, мне кажется за счет них я стал тем, кем являюсь сегодня».

«Ремесло историка можно сравнить с профессией следователя. И там и там, на основе неких свидетельств и обрывочных фактов, нужно восстановить картину прошлого. То есть историей должен заниматься человек, который искренне любит разгадывать загадки на основе малого количества фактов и свидетельств. При этом стоить отметить историк для меня не работа, а призвание, так как в основном я получаю заработную плату не за занятия историей средневековья, а за преподавание других гуманитарных дисциплин».

«Когда я поступил в докторантуру и начал заниматься наукой, престиж науки в Казахстане был невысок. Считалось тогда, что наукой занимаются люди, которые не умеют найти более лучшее место. Слава богу, сейчас престиж профессии чуть подрос, но все равно, мне кажется статус научного работника, прежде всего материальный, должен быть выше. Но при этом, нужно создавать реальную научную среду в Казахстане. Это, по моему мнению, главная проблема науки в Казахстане в общем, и среди историков в частности. Есть ученые, но нет научной среды. В нормальной науке открытая критика и открытое столкновение мнений — это норма. Как говорил классик, если два человека думают одинаково, значит только один из них думает. У нас же в Казахстане, большая часть ученых не привыкло к научному диспуту и зачастую столкновения между учеными носят не научный, а административный характер, что, по сути, не правильно. Это все исходит из отсутствия научной среды».

«Ставка PhD по зарплате в национальном ВУЗе чуть ниже средней заработной платы по стране. К счастью у меня полторы ставки. В других университетах, не имеющих статус национального, дело обстоит, по большей части гораздо хуже. Университетские работники получают не большие деньги, некоторые студенты, работающие как репетиторы по английскому языку, получают больше заработной платы университетских преподавателей». «Помимо преподавания в университете, у меня есть также дополнительные источники доходов». 

«Больше половины моей заработной платы уходит на приобретение книг, поездки на международные конференции (к счастью, в последнее время часто мои затраты на поездки по конференциям берут на себя организаторы) и траты на генетические исследования происхождения казахов и других тюркских народов. Я благодарен своей жене за терпение и понимание в этом вопросе, а также моей маме, за то, что мне не пришлось тратить годы своей жизни, решая вопрос о жилье в Астане. Наверное поддержка со стороны мамы, жены и брата, позволили мне соредоточиться на науке. Как говорили в Советское время, наука удовлетворение личного любопытства за государственный счет. В данном случае, я смог заниматься наукой исключительно благодаря поддержке со стороны моей семьи». 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?