Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

В вузах повысится качество образования

810
В вузах повысится качество образования - e-history.kz
В Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» важное место занимают вопросы улучшения качества образования,

ведь в образовательную систему вовлечен каждый гражданин нашей республики.

Большое значение уделено системе оценке знаний, которую нужно профессионально проводить уже для школьников. Эти и другие вопросы были обсуждены на II Центрально-Азиатском Международном Форуме по обеспечению качества образования.

Исполнительный директор Фонда Первого Президента РК Канат Джумабаев отметил большие возможности проведения такой площадки для обсуждения актуальных вопросов образования. В соответствии с задачами, которые ставит Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в высшем образовании будут повышены требования к качеству подготовки в учебных заведениях. Основным критерием оценки успешности вуза будет считаться занятость выпускников.

Форум был организован Независимым агентством аккредитации и рейтинга (НААР) совместно с Фондом Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы.

Основная цель Форума состоит в создании международной диалоговой площадки для обсуждения и обмена лучшей практикой:

  • развития системы обеспечения качества, аккредитации и рейтинговых исследований;
  • расширения сотрудничества с международными сетями и зарубежными агентствами, способствующими развитию культуры качества и формированию профессионального сообщества;
  • повышения качества образования, учебных программ и траекторий подготовки обучающихся по международным стандартам.

Директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования ФГБУ «Росаккредагентство» Лемка Измайлова отметила факторы, необходимые для   повышения качества высшего образования в регионах:

- Внутренняя оценка должна быть объективной и всесторонней. Главная роль выстраивания внутренней оценки качества отводится непосредственно самим обучающимся, потому что главное участие в ее формировании должны принимать студенты, а также работодатели. Большая роль отводится привлечению работодателей, чтобы система гибко реагировала на те вызовы, которые ставит рынок труда перед системой образования. И при этом внутренняя оценка выстраивается таким образом, что внешняя оценка будет использовать результаты этой внутренней. Это первая инновация, которую ожидает система российского образования.

Вторая новость. В ближайшем будущем мы ждем того, что при проведении процедуры государственной аккредитации будет введен обязательный учет независимой оценки качества образования. В скором будущем будет внесено обязательное требование учета результатов независимой оценки качества. «Росаккредагентство», которое я представляю, является структурным подразделением федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Мы занимаемся информационно-методическим, организационно-технологическим сопровождением процедуры государственной аккредитации.

Самое прямое отношение мы имеем к тому, чтобы сделать процедуру более качественной и совершенной. Сейчас делается очень большая работа по переводу нашей процедуры в электронный вид. Это явление времени и это то, что хочет от нас получить образовательная организация, когда она уходит к нам на процедуру.  Уже три года у нас идет прием заявлений на процедуру в электронном виде. И если в первый год в 2016 году, когда мы приступили к этой процедуре вузы, школы относились с большим недоверием к этому, но все равно несли нам бумагу, которую можно пощупать, то на протяжении 3 лет мы видим хорошую динамику. Если в 2016 году только 2 % заявлений подавалось в электронном виде, то по итогом десяти месяцев этого года 46% заявлений мы уже имеем в электронном виде.

Задача сегодняшнего дня – перевести не только процедуру подачи заявления в электронный вид, но также перевести саму процедуру экспертизы в электронный вид. Это посещение будет более комфортным, потому что все формальные требования, которые касаются именно условий, мы можем посмотреть, загрузив всю необходимую документацию в личный кабинет эксперта.

Я призываю к более активному взаимодействию. В Российской Федерации есть такой очень известный хирург. Он грузин по национальности – Лео Бокерия. Он не только практикующий хирург, но еще ученый, исследователь. Недавно я услышала его фразу, когда он сказал, что нездоровый образ жизни – это удел малообразованных людей, а мы с вами все-таки люди высокообразованные и, наверное, от нас ждут этих решений, этих действий, чтобы мы более активно взаимодействовали для того, чтобы действительно наша система была более открытой, более объективной и честной.

Президент Ассоциации вузов РК, ректор университета «Туран» Рахман АЛШАНОВ высказал свои пожелания насчет системы оценивания вузов:

- Мы бы хотели, чтобы оценка высших учебных заведений была объективной. Она должна быть честной. Особенно, когда мы видели преимущества аккредитации.

Сейчас современные требования. Нужно работать на опережение, поэтому нам хотелось бы, чтобы аккредитационные агентства высказали нам свое мнение, позиции. И в этом ключе важен подбор экспертов. Они должны понимать новые тенденции. Технологии быстро меняются. Важно, чтобы экспертиза была адекватной происходящим процессам.

Вышестоящие инстанции говорят, если показатель трудоустройства низок значит выпускники никому не нужно, вуз нужно закрывать.

В этом году выделили 20 тысяч грантов на перспективные направления: биотехнологии, робототехника, киберзащита и так далее. Через 4 года изменится соотношение спроса на них, где-то он увеличится, где-то уменьшится.

Рахман Алшанов заметил, что рейтинг образовательных программ кардинально изменил оценку, представленную по информационным системам. Те, кто считались ведущими в сфере образования, неожиданно оказались на нижних ступенях.

Ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Евгений Чупрунов сравнил казахстанские и российские вузы:

- Мы были здесь год назад, были в нескольких вузах Алматы. Есть очень много общего, бэкграунд один и тот же, развиваемся мы в примерно одинаковом направлении. Более того мы даже установили конкретные связи с Нархозом. У нас будет совместная магистратура. Уже есть конкретные студенты, которые приедут к нам в университет и будут у нас обучаться, чтобы получить диплом российского вуза, а также казахстанского.   

В результате Форума были выявлены проблемы и определены пути повышения качества образования в странах Центральной Азии и возможности для повышения конкурентоспособности образовательных услуг. Спикеры отметили способы увеличения уровня востребованности и трудоустройства выпускников, активизации академической мобильности и формирования эффективной системы взаимодействия вузов, работодателей на принципах баланса интересов всех участников образовательного процесса.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?