Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ибрай Алтынсарин: Пригласите на мои похороны 99 богословов (мулл)

2319
Ибрай Алтынсарин: Пригласите на мои похороны 99 богословов (мулл) - e-history.kz
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения выдающегося казахского просветителя педагога, писателя, основателя детской литературы, этнографа Ибрая Алтынсарина

 

 

Великая Тургайская земля является родиной многих  талантливых гениев, одаренных певцов, исторических личностей, отважных батыров. Эта священная земля взрастила и великого учителя нашей нации, деятеля образования Ибрая Алтынсарина. Все мы знакомы с его жизнью и деятельностью. Мы представляем интересные данные об ученом просветителе, которые не знакомы широкому кругу наших читателей.

1. Настоящее имя Ибрая Алтансарина – Ибрагим, такое же, как и у великого казахского поэта Абая Кунанбаева.

2. Отец Ибрая – Алтынсары участвовал в подавлении национально-освободительного восстания Кенесары Касымова. Алтынсары погиб во время восстания, когда Ибраю было 3 года.

3. Дед Ибрая Балгожа Жанбыршыулы был сотенным, возглавлял самую длинную ветвь племени Кипчак. Долгое время служил старшиной кипчаков при Оренбургской пограничной комиссии, получил чин от царского правительства. Был известен как би и состоятельный человек.

4. Мать Ибрая Айман Шегенкызы – потомок знаменитого батыра Жанибека Кошкарулы, который был первым казахом, получившим воинское звание «Тархан».

5. Ибрай Алтынсарин служил в судебной структуре. В 1866-1868 годы Ибрай временно работает судьей в Тургайском уезде.

6. Он был членом Русского географического общества. В 1874 году стал полноправным членом Оренбургского отделения Русского географического общества.

 

793aa1e7f3ab0d7f370ce51ba5ea9c53.jpg

7. Не смотря на то, что у Ибрая Алтынсарина было множество друзей русских, и он тесно общался с русским просветителем, миссионером Ильминским, он пожелал, чтобы на его похоронах не было русских.

8. Этнографические труды И. Алтынсарина посвящены рассмотрению обычаев и традиций казахского народа, таких как:  погребение покойного и проведение поминальных обедов, сватовство и проводы невесты.

9. Перед смертью Ибрай Алтынсарин попросил: «Пригласите на мои похороны 99 мулл». Он является автором книги по исламу «Мұсылмандық шарты» (Условия мусульманства).

10. Он был учителем и наставником многих талантливых писателей и поэтов, общественных деятелей. Среди них: Ахмет Биримжанов, Алиби Жангельдин, Спандияр Кобеев, Нуржан Наушабаев, Бекет Отеулов, Жиханша Сейдалин, Смагул Майоров, Билял Асфандияров, Ахмет Балгымбаев, Абубакир Алдияров.

11. Ибрай Алтынсарин первый казах получивший признание как профессиональный учитель. По его инициативе были открыты специальная школа для казахских девочек, первая казахская учительская школа, ремесленное училище.

 

cdd41a06d670aceba967f95ff6bddb64.jpg

12. Когда Жена Ибрая Айганыс ходила в гости к аулчанам она непременно надевала платок на голову, а при посещении вместе с супругом русских друзей наряжалась в бархатный камзол и борик (головной убор) из куницы.

13. И. Алтынсарин заложил основы жанра прозы в казахской литературе. Он – первый писатель написавший рассказ для детей.

14. У Ибрая и Айганыс было трое детей: Абдолла родился в 1880 году. В 1887 году родился второй сын Абдирахман. Дочь Шарипа появилась на свет в 1888 году. Абдирахман и Шарипа рано покинули этот мир. Нагима Абдоллакызы – единственная внучка И. Алтынсарина. Она не видела своего знаменитого деда, но выросла на глазах у своей бабушки Айганыс, которая ушла из жизни в 1924 году.

15. У Ибрая Алтансарина были очень редкие волосы, поэтому он надевал на голову парик.

Подготовил: Алтынбек БЕКНУР

Перевод: М. Ералы.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?