Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Выставка «Архипелаг КАРЛАГ»: инсталляции современного художника Сырлыбека Бекботаева

1930
Выставка «Архипелаг КАРЛАГ»: инсталляции современного художника Сырлыбека Бекботаева - e-history.kz
В Национальном Музее РК с 30 мая по 15 июля 2016 г. проходит выставка «Архипелаг КАРЛАГ», посвященная Дню памяти жертв политических репрессий с участием мультимедиа-художников

Цель проекта — донести до общественности природу и глубину одной из самых трагических страниц недавнего прошлого и восстановление искаженной истории Казахстана периода с 1930 по 1956 годы. 

 

Бекботаев Сырлыбек Куатбекович — Лауреат Премии Фонда Первого Президента РК — Лидер Нации (2015 г.), победитель Гран-при выставки-конкурса «Отаным — құт мекенім»; успешно проводил многочисленные выставки в Казахстане и за рубежом — в России, Кыргызстане, Таджикистане, Франции. 

 

 

Инсталляция «Сылдырмақ»

 

c48a9b6495e128bc5e40788831f2555c.JPG

 

 

 

В основе инсталляции бесік (колыбель) намеренно гипертрофированных размеров, с которого на арканах свисают сылдырмақтар (погремушки) — связки книг, печатные издания Научно-исследовательского центра «КАРЛАГ: Память во имя будущего» Академии «Болашақ» (Караганда). 

 

bdf9c453260d3208e1a2c573d129ab2b.JPG

 

 

 

Согласно мысли С.Бекботаева, пустой бесік, как невосполнимая потеря народа, его неизбывная душевная боль о несбывшихся надеждах, является символом страшной эпохи тоталитаризма, снимавшего не только судьбы и жизни людей, но и целых народов. Политические репрессии и депортации вытравили черные полосы в памяти как отдельных людей,без вины виноватых перед режимом, так и народов, чья вина заключалась в надуманной властями неблагонадежности. Многие народы лишались своей малой родины, крова, родных могил,и отправлялись в товарняках в степи Казахстана. И лишь благодаря теплоте и отзывчивости казахского народа, делившего вместе с ними кров, очаг и тяготы жизни, депортированные народы выжили, сохранили свой уклад и традиции. 

 

bb20af8e21b604101ec0590d888718d9.JPG

 

 

 

Бесік — древний сакральный символ возрождения казахского народа, его вера в свое светлое будущее. Казахстан стал такой же сакральной колыбелью возрождения и для народов, подвергшихся жестокой депортации. 

 

Инсталляция «Красный фильтр»

 

353e72f17fc44aedcf55776ec0a43ac2.JPG

 

 

3af4b6c99869d5b561c69209c97cce7d.JPG

 

 

 

 

 

Казахская интеллигенция начала XX века, трудившаяся на ниве народного образования и просвещения науки и литературы, социально-правовой сферы, закономерно стала критически мыслящим центром сосредоточения вековых надежд, устремлений и ценностных ориентиров казахского общества той эпохи. 

 

 

 

Участники движения Алаш — А.Бокейхан, М.Жумабаев, Б.Майлин и многие другие — были преданы вечным ценностям и по сию пору не утратившим свое первостепенное значение: любовь к Отечеству и своему народу, бескорыстие, честность и честь, уважение к труду и знанию, верность долгу. 

 

 

 

 

Красный фильтр, олицетворяющий собой кровавый символ тоталитарного режима и сталинских репрессий, не пощадил никого. Фрагментарность портретных изображений алашевцев на фотоколлаже по мнению автора подчеркивает весь трагизм их исковерканных судеб. Достоверной информации об их арестах, казнях, местах захоронения до сих пор нет, и здесь территория памяти о них полна белых пятен. 

 

Звуковая инсталляция «Ad infinitum»

 

Монтаж видео — Сырлыбек Бекботаев, режиссер, запись и монтаж звука — Мажит Рахимов, оператор — Ерлан Шалбаев.

Работа почетного журналиста РК Екатерины Кузнецовой получила второе рождение благодаря инсталляции Айнур Саденовой, в которой скрупулезно собранные стихи узниц Карлаг звучат в многоголосом исполнении 15-ти человек. 

Айнур Саденова — не менее известный мультимедиа-художник, где главным медиа являются звуковые инсталляции. 

Стихи заключенных скорее «многоголосно умалчивают» о противостоянии гулаговскому расчеловечиванию людей, волей судеб оказавшихся в нечеловеческих условиях сталинских лагерей, понуждаемых обстоятельствами к звериной борьбе за свое существование, но, тем не менее, находящих в себе силы творить, писать стихи, мечтать. 

 

c6301f78a0945ad5f5cd55ba3b5193ff.jpg

 

Стихи читаются бесстрастно, монотонно, в одной интонации. Но весь эффект сказывается в полифонии голосов, олицетворяющей собой голоса и мысли всех тех, кого коснулись кровавые репрессии тоталитаризма. Обычные стихи о любви, жизни, воспоминаниях, обычные... Необычны и противоестественны условия, в которых они рождались, поэтому поэтическим апофеозом в звуковой инсталляции звучит фрагмент из поэмы «Реквием» Анны Ахматовой... 

Из воспоминаний узника Карлага: «Не сомневаюсь, что все это может повториться, но если это будет, то будет еще ужаснее, еще бесстыдней и в более грандиозных масштабах. Ибо человек почти не изменился и любое воспитание есть всего лишь тонкий наносный слой почвы над тысячелетними пластами эгоизма, равнодушия и холодной жестокости...». 

Важно отметить, что ценности определенного общества или человека говорят сами за себя — по этой причине тема ценностей особенно актуальна в переходные времена общественного развития, она требует постоянного до бесконечности анализа мотивов поступков отельных людей, направлений развития их мыслей, помыслов и творчества. 

 

Материал подготовила Малика МУРСАЛИМОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?