Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Выставка «Алма», посвященная главному символу города Алматы

1931
Выставка «Алма», посвященная главному символу города Алматы   - e-history.kz
Экспозиция представляет произведения живописи и скульптуры, а также тематические композиции.
3 июня 2016 года в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева в 15.00 состоится пресс-тур и в 16.00 открытие выставки «Алма», посвященной главному символу города Алматы и 1000-летию города. Экспозиция представляет произведения живописи и скульптуры из музейных фондов, а также тематические композиции из коллекции Нурлана Смагулова и организована совместно с ОФ «Алмалы жұмақ».

Город-сад Алматы, в названии которого зашифровано яблоко, неизменно ассоциируется с этим плодом. Многослойная трактовка яблока как символа познания, жизни, семьи позволяет отнести его к архетипам, которые не случайно возникают в мифах, легендах, фольклоре. Уникальны форма, цвет, аромат и вкус этого чуда природы. 


Яблоко становится главным «действующим лицом» выставки. Организаторы воспользовались замечательной возможностью показать лучшие произведения казахстанских художников из фондов музея, которые авторы посвящают яблокам. 

1698a33d77fa8f14d4836d58d35c3943.JPG

А.А. Риттих "Натюрморт. Яблоки"


Выставка представляет созвездие имен — несколько поколений ведущих мастеров изобразительного искусства Казахстана изображают великолепие цветущих садов и изобилие собранного урожая фруктов. 


Александр Риттих создает натюрморт, главной доминантой которого становится спелый казахстанский апорт — блестящий образец академической живописи, столь любимый постоянными зрителями музея. Особое место в экспозиции — произведения Айши Галимбаевой, которую по праву считают основательницей казахского натюрморта. В ее многочисленных декоративных ярких сочных композициях яблоко становится ключевым акцентом. Именно натюрморт закономерно становится преобладающим жанром в пространстве этой выставки, которая представляет произведения истинных мастеров жанра. Свободой и динамикой цвета наполнены изображения цветов и фруктов у Абрама Черкасского, привычно размещенные в композиции на фоне распахнутого окна. Леонид Леонтьев расширяет арсенал изобразительных средств, применяя в рамках жанра многообразные приемы от реалистических до авангардных. Преданные театру Всеволод Теляковский и Владимир Колоденко в поисках максимальной выразительности достигают в натюрморте особой степени декоративности и стилизации. 


Образы яблони и спелых плодов воплощают природную цикличность. Цветущие сады становятся самостоятельной темой, к которой обращаются Алексей Степанов, Турсын Абуов, Регина Великанова и другие. В каждом произведении проявлены особенности, определяющие индивидуальность авторского почерка, но все работы неизменно объединяет лирическое настроение наблюдателя, испытывающего восторг перед хрупким и прекрасным состоянием природы, пробуждающейся от зимнего сна. 


Ряд произведений относятся к жанровым композициям. В работе Гани Баянова «Плоды» прослеживается символическая связь поколений, неразрывная нить преемственности, и яблоко становится знаковым символом. Эта же тема в иной трактовке проявлена и в полотне Дулата Алиева «Семья». Образы сборщиц фруктов, преисполненные очарования молодости и красоты, создаются Айшой Галимбаевой и Марией Лизогуб. 


Не только в живописи яблоко является ключевым акцентом. Оно заявляет о себе и в скульптуре. Запоминающийся своей лаконичной выразительностью образ создает Еркин Мергенов в своем произведении-посвящении с оригинальным названием «Художникам-казахстанцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Алма-Ата». 


В общей сложности около 50 произведений, в числе которых и полотна из коллекции известного казахстанского мецената Нурлана Смагулова, создают в едином пространстве экспозиции волшебную атмосферу эстетики главного символа нашего прекрасного города.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?