Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

В потоке истории

1801
В потоке истории - e-history.kz
Современный уровень развития казахстанского социума представляет собой разновидность современной цивилизации, поглотившей локальную цивилизацию кочевников евразийских степей.

Выступление государственного секретаря Марата Тажина на совещании по вопросам отечественной истории в июне этого года вызвало большой отклик научной общественности республики. И это не случайно, так как пришло время со всей серьезностью взяться за рассмотрение актуальных проблем истории казахского народа и казахской государственности.

Перед научным сообществом страны поставлена задача – провести глубокие и объективные научные исследования, которые позволят увидеть и осознать историю Казахстана как неотъемлемый элемент всемирного исторического процесса.Подобный подход представляет интерес как для казахстанского общества в целом, так и для научного изучения, представляя социальную и научную актуальность одновременно. Исследуя историю казахского народа и казахской государственности, мы должны отказаться от теории «универсальности» общества как линейного и непрерывного процесса в мировом историческом масштабе и попытаться идентифицировать место Казахстана в культурно-цивилизационных координатах современности.

Современный уровень развития казахстанского социума представляет собой разновидность современной цивилизации, поглотившей локальную цивилизацию кочевников евразийских степей.

Современная казахстанская цивилизация представляет собой прежде всего локальную межэтническую общность, формирующуюся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих на широких просторах республики, их длительного и тесного культурного взаимодействия. В результате сложился высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции, специализированных компонентах и формах хозяйственного уклада, религиозно-конфессиональных институтах при сохранении большего или меньшего разнообразия в чертах этнографических культур народов, составляющих ту или иную цивилизацию. 

Уникальность казахстанской цивилизации основана на способности не только органически совмещать в себе элементы разных религиозных систем, разных культурных традиций, но и «переваривать» их в себе. 

В культурно-цивилизационное развитие Казахстана сегодня вносят свои вклады представители различных народов и культур. Тем более что современная глобализация задает глобальную рамку, в которой цивилизации, регионы, национальные государства, этнические сообщества получают возможность реконструировать свою историю и идентичность. Такого рода реконструкция весьма актуальна и для казахстанского общества.

Таким образом, отмечу: любая страна, взятая в определенную эпоху, либо принадлежит к одной из существующих цивилизаций, либо тяготеет к какой-то, либо, наконец, сама по себе представляет отдельную цивилизацию, являясь страной-цивилизацией, где цивилизация есть определенное единство духовно-материального состояния общества, проявляемое в контексте основных духовных особенностей и конкретных материальных стандартов разных масштабов. К такому единству и стремится сегодня Казахстан, ставя перед собой амбициозные цели и формируя свою цивилизационную идентичность в глобальной истории человечества.

Еркин Байдаров, кандидат философских наук

Источник: liter.kz
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?