Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Назарбаев Нурсултан Абишевич – Первый Президент независимого Казахстана

1673
Назарбаев Нурсултан Абишевич – Первый Президент независимого Казахстана  - e-history.kz
1 декабря – День Первого Президента Республики Казахстан. В ряде развитых стран праздник День президента является национальным, а в Казахстане новая традиция еще только формируется.

Портал Qazaqstan Tarihy предлагает вниманию читателя статью профессора Буркитбая Аягана о Первом Президенте Республики Казахстан

Экономика Советской страны на поверхностный взгляд выглядела совершенно благополучной. А на самом деле, испытывая перманентный кризис, экономика и социальная жизнь советского государства были в тяжелейшем состоянии. Годами не решались социальные проблемы; дефицитом были как товары повседневного спроса, так и продукты питания. От населения скрывались провалы в экономике, статистические данные не показывали реального положения дел.

М.С. Горбачев, став в марте 1985 года руководителем государства, на апрельском Пленуме ЦК КПСС заговорил о необходимости перестройки и ускорения. Но для проведения глубоких и масштабных реформ нужны были кадры, по-новому мыслящие и глубоко разбирающиеся в тонкостях экономики и политического устройства. Одним из тех, кто поддержал курс на обновление, был тогдашний Председатель Правительства Казахстана Н.А. Назарбаев. В своей книге «Без правых и левых» Н.А. Назарбаев писал: «на протяжении трех последних десятилетий никакой плановой экономики или планового хозяйства у нас попросту не было». И это было заключение человека, одного из руководителей крупнейшей республики, который хорошо знал состояние дел. Далее он указывает на громоздкость и неэффективность политической надстройки, указав, что «первый секретарь ЦК вершил все дела». В СССР вместо свободного предпринимательства выросла огромная, однобоко разросшаяся экономика, полностью подчиненная разветвленной и многочисленной советской бюрократии. И даже миллионные жертвы в сталинский период не смогли сделать страну богатой и процветающей. Аграрный сектор, основанный на административном управлении, был не в состоянии прокормить страну, а фабрики не могли одеть прилично людей. В постоянном дефиците были и одежда, и продукты. Одним словом, «советская» модель не сумела решить фундаментальные проблемы экономики. В стране громогласно проповедовалась программа строительства «коммунистического общества», замененная позже на концепцию «развитого социалистического общества».

При этом от общественности скрывались громадные жертвы, принесенные советскими людьми во имя строительства «светлого будущего». Под грифом секретности были закрыты такие темы, как сталинские репрессии, депортации, уничтожение ни в чем не повинных граждан, и даже тема ужасного голода в 30-е годы ХХ века была под строжайшим секретом.

При острейших дискуссиях прошел XVI съезд Компартии Казахстана, делегатом которого был Н.А. Назарбаев. Половинчатость реформ, начатых М.С. Горбачевым, проявилась в неожиданном смещении с поста Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаева и назначении на эту должность Г.В. Колбина. Волюнтаризм, попрание провозглашенных идей демократизации и гласности привели к мощнейшим выступлениям декабря 1986 года. Н.А. Назарбаев оказался в самом эпицентре этих событий.

К проблеме причин декабрьских (1986 г.) событий, их последствиям он неоднократно возвращается в своих выступлениях и воспоминаниях. Более того, в постановлении ЦК КПСС от 1 июля 1987 года события декабря 1986 года были охарактеризованы как «проявление казахского национализма».

22 июня 1989 года в Алматы, на ХV пленуме ЦК Компартии был рассмотрен организационный вопрос. В связи с избранием на съезде народных депутатов СССР Г.В. Колбина председателем Комитета народного контроля он был освобожден от обязанностей первого секретаря и члена Бюро ЦК Компартии Казахстана. Выступивший на пленуме член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС В.М. Чебриков предложил «избрать первым секретарем ЦК Компартии Казахстана товарища Назарбаева Нурсултан Абишевича». После обсуждения кандидатуры было проведено закрытое (тайное) голосование. Председатель счетной комиссии У. Байгельдиев зачитал протокол № 2 заседания счетной комиссии ХV пленума ЦК Компартии Казахстана. Было принято постановление: «Избрать т. Назарбаева Н.А. первым (так в тексте – Б.А.) секретарем ЦК Компартии Казахстана». Постановление было принято единогласно. Выступивший с ответным словом Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Н.А. Назарбаев поблагодарил членов Центрального Комитета за «оказанное высокое доверие» и подчеркнул, что «будем работать слаженно и дальше». Далее он подчеркнул, что «Партия начала перестройку, партия ведет перестройку... Мы уверены в том, что перестройка наполнит суверенитет республики правовым и практическим смыслом, позволит поднять экономику, создаст условия для возрождения древней истории, культуры казахского народа, обеспечит полнокровную жизнь его языка, конечно, без ущемления прав всех других языков. Думается, что всем понятно – экономика, культура Казахстана – это неотъемлемая часть богатства и ценностей нашей великой страны в целом».

Из политических течений конца ХХ века – консервативного и демократического, к власти в Казахстане пришел лидер демократических взглядов. В отличие от многих функционеров, Н.А. Назарбаев обладал обширными знаниями не только по истории человечества, он также глубоко вникал в законы развития рынка, функционирования экономики и политических систем. Десятилетиями существовавший в СССР диктат центра привел к уродливым перекосам в развитии экономики, которые превратили Казахстан в сугубо сырьевой регион с крайне неразвитыми перерабатывающими отраслями.

«Застойный» период имеет в Казахстане достаточно определенные экономические параметры. Так, в период с 1975 по 1985 годы шел неуклонный процесс ухудшения состояния экономики и социальной сферы. Особенно страдало сельское хозяйство, подорванное задачей ежегодно сдавать государству миллиард пудов зерна. Нарастали недостатки в капитальном строительстве. В постоянном дефиците были многие виды продуктов – мяса, молока; остро ощущалась нехватка жилья. В течение всего исторического пути Советский Казахстан оставался республикой преимущественно сырьевой направленности, где преобладали добывающая и аграрная отрасли производства с низкой эффективностью труда, ориентированные на отсталые технологии.

Это неравенство особенно было заметно по сравнению с прибалтийскими республиками СССР и ее европейской частью. Произведенный национальный доход в Казахстане, например, в 1981-1985 годы равнялся 1,3%, в то время как в Белоруссии эти показатели составляли 5,6%, в Латвии - 3,7%, в Литве - 4,7% и т.д. Такое же соотношение было характерно и по другим показателям. В результате, отставали и реальные доходы на душу населения республики.

При этом, как правило, во внимание не брались такие негативные факты, как экологическое неблагополучие Казахстана, особенно характерное для регионов, прилегающих к Семипалатинскому ядерному полигону, Аральскому морю; в городах Караганда, Усть-Каменогорск и Жезказган существовала скрытая безработица, страдало качество жилья, хромала система здравоохранения. Состояние общества становилось нестабильным, кризисные явления нарастали все больше. Негативные явления в общественной жизни приняли столь очевидный характер, что после долгих лет молчания стали признаваться даже на высших партийных форумах, в частности, на XXVII съезде КПСС. Но вместо коренного пересмотра и критического анализа всей концепции «строительства коммунистического общества», поиска альтернативных путей развития страны, руководство КПСС, с приходом к власти каждого нового лидера, осуществляло лишь реанимационные меры по возрождению «больного организма». Эту закономерность отмечали многие исследователи.

Вышесказанное не отрицает, что в Казахстане за годы советской власти произошли крупные качественные сдвиги в экономике, в сферах социального обеспечения и образования. К 1979 году в республике, население которой выросло до 17 млн. человек, были возведены новые города и населенные пункты, созданы крупные индустриальные центры, проложены новые шоссейные, железнодорожные коммуникации и т.д.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века политические процессы, происходившие в обществе, набрали достаточно высокий темп. Волна перестройки выталкивает на передний край Н.А. Назарбаева, обладающего врожденным талантом, интеллектом, интуицией, сильным характером, большим упорством. Применяя слова Шарля де Голля, он решительно становится «хозяином действий».

Как показывает анализ событий 1990-х годов, в период распада СССР стали отчетливо видны два направления. Лидеры некоторых республик избрали «консервативный» путь, в котором доминировали догмы советского общества – сохранение однопартийной системы, отсутствие полноценного рынка и т.д.

Н.А. Назарбаев избрал путь реформ с развитием многопартийности, уважением прав личности, развитием рынка. Эти меры позволили республике провести масштабные и глубокие изменения в экономике и решить такие важнейшие задачи, как насыщение рынка продуктами и другими товарами народного потребления. Была сломана монопольная власть КПСС, в Казахстане заработали институты народовластия, реального парламентаризма. Свободу получили независимые средства массовой информации. Глубокие изменения произошли в сфере образования и культуры. Люди получили возможность учиться в альтернативных центрах образования: частных школах, высших учебных заведениях, стала функционировать частная медицина. В 1993 году была учреждена Международная стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак», по которой тысячи молодых казахстанцев получили возможность обучения в элитных университетах мира. Были реабилитированы огульно осужденные, репрессированные политические деятели и представители культуры. Именами многих из них были названы города и улицы республики. Были приняты государственные программы по социально-экономическому развитию казахстанского общества, Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020». В 2017 году было принято решение о переходе казахского языка на латинскую графику.

Возрождение древней государственности на территории современного Казахстана, начало которому было положено в конце XX столетия, стало итогом стечения разнообразных общественно-политических, социально-экономических, идеологических факторов объективного и субъективного характера. Новейшая история Казахстана, насчитывающая уже три десятилетия, убедительно доказала народу Казахстана, как и всему мировому сообществу, что благодаря лидерским качествам Первого Президента в числе других факторов, Республика Казахстан стала состоявшимся суверенным государством, занявшим достойное место в мировом сообществе.

Итоги такого краткосрочного исторического прорыва без кровопролитных столкновений внутри страны, без сокрушительных экономических кризисов, без глубоких политических и социальных потрясений являются ярким свидетельством проведения разумной политики Первым Президентом Казахстана. Признание лидерских качеств Н.А. Назарбаева в масштабах Казахстана началось еще в советский период, когда он был избран Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана в 1989 году и занимал эту должность до 1991 года. По негласным законам партийного устава того времени, согласно норм Конституции СССР и Казахской ССР, он стал фактическим главой союзной республики. С февраля по апрель 1990 года был избран Председателем Верховного Совета Казахской ССР. Совмещая эту должность с должностью Первого секретаря ЦК КПК и умело используя этот двойной статус, Н.А. Назарбаев ставил перед союзным центром вопросы расширения самостоятельности Казахстана в решении экономических вопросов на своей территории. Он обосновывал необходимость кардинального обновления разрушающегося Союза ССР путем заключения нового союзного договора.

Начинается новый этап в жизни политического лидера. В 1990 году на основе Закона «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» от 24 апреля 1990 года Н.А. Назарбаев был избран депутатами Верховного Совета в качестве Президента Казахской ССР. Хотя в этот период он еще оставался первым руководителем компартии республики, внутри страны и на международной арене Н.А. Назарбаев выступал в качестве легитимно избранного Президента Казахской ССР. Это обстоятельство существенно усилило его лидерские позиции, так как он получил возможность руководить страной на законных основаниях.

 

Металлург Н. Назарбаев. 1960 г.

Назарбаев Нурсултан Абишевич – Основатель Независимого государства. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2010. – С. 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всенародное избрание Н.А. Назарбаева в 1991 году Президентом и последовавшее за этим сложение полномочий Первого секретаря ЦК КП Казахстана четко указали на предпочтение Н.А. Назарбаева в сторону современных и эффективных форм управления. Свидетельством этому являются результаты всенародных выборов Президента, когда за избрание Н.А. Назарбаева проголосовали 98,7% избирателей, участвовавших в голосовании.

Приверженность к ценностям демократии и эффективному управлению Н.А. Назарбаева давало возможность казахстанскому обществу сделать шаг из тоталитаризма к демократии. Президент Казахстана по этому поводу говорил: «В первые годы, когда мы добились независимости, остро стоял вопрос о создании основ государственности и управления страной, которое на волне неосознанной демократии было серьезно расшатано, и мы объективно двинулись в сторону централизации. В последующем, главной задачей стало достижение стабильности, прежде всего экономической, что также потребовало усиления централизации, прежде всего в финансовой и кадровой функциях государства».

15 ноября 1993 года была введена в обращение национальная валюта – тенге.

Весомый вклад в такую поддержку населением политики Н.А. Назарбаева внесла созданная по его инициативе Ассамблея народа Казахстана. Идея создания Ассамблеи была изначально провозглашена Н.А. Назарбаевым в 1992 году на Первом Форуме народов Казахстана. 1 марта 1995 года Указом Президента РК Ассамблея была признана в качестве консультационно-совещательного органа при Главе государства. Это общественный институт, конституционно наделенный обширными правами, возможностями, стал мощным инструментом сплочения этнических групп, живущих в республике.

Со времени приобретения независимости Казахстан стал полноправным и авторитетным членом мирового сообщества: член ООН, ОБСЕ и других международных организаций. В ряде случаев Казахстан выступал в качестве миротворца между конфликтующими сторонами. Огромными достижениями стали делимитация и демаркация границ Казахстана. Республика является одной из редких стран в мире, которая за короткий период решила все пограничные проблемы. Были созданы вооруженные силы Казахстана, организованы пограничная служба и таможенные органы. В январе 1992 года началась разработка концепции по военной стратегии, а 11 февраля 1992 года была принята военная доктрина. В результате принятых мер были созданы Вооруженные Силы Казахстана, отвечающие современным требованиям.

Н.А. Назарбаев безоговорочно поддержал политику вывоза из Казахстана ядерных арсеналов. Лидеры крупнейших держав высоко оценили меры по нераспространению ядерного оружия и ядерной безопасности Казахстана. Президент США Барак Обама особо подчеркнул, что Президент Назарбаев является одним из образцовых лидеров в мире в вопросах нераспространения и ядерной безопасности. Граждане Казахстана полетели в космос.

 

 

С Президентом США Б. Обамой

Назарбаев Нурсултан Абишевич – Основатель Независимого государства. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2010. – С. 149.

90-е годы ХХ века были примечательны и тем, что мир, особенно развитые страны, переходили к совершенно новому состоянию. Революции в технологическом развитии неумолимо меняли и экономические отношения, и политические институты.

Правовая база всех экономических и политических отношений закладывается в Основном Законе страны – Конституции. Старый текст Конституции и все вносимые в первые годы изменения содержали в себе ряд признаков и атрибутов советской системы, что делало ее непригодной в качестве законодательной основы. Так случилось и с Конституцией, принятой в январе 1993 года. По инициативе Н.А. Назарбаева была начата работа по принятию нового Основного Закона страны. Была образована Конституционная Комиссия, в состав которой вошли видные правоведы, государственные и общественные деятели. Н.А. Назарбаев как председатель Комиссии и как Глава государства подписал Указ «О проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума». Принятию нового основного закона предшествовало масштабное обсуждение его проекта гражданами Казахстана. Всего состоялось 33 тысячи коллективных обсуждений, в которых приняли участие более трех миллионов человек. Результатом обсуждений стало внесение более 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей было внесено более 1100 поправок и дополнений. Явка на референдум была впечатляющей – 90,6% избирателей. Абсолютным большинством в 90% избирателей Конституция была принята. С тех пор этот день стал государственным праздником – Днем Конституции Республики Казахстан. Новый основной закон открыл простор для дальнейших политических и экономических реформ в стране.

В 1994 году Президент РК Н.А. Назарбаев выступил перед профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В. Ломоносова с инициативой создания Евразийского экономического союза. Внешняя политика страны была ориентирована на развитие сотрудничества и добрососедства с международным сообществом. «Казахстану, находящемуся в центре животворных артерий Евразии, сама судьба предначертала вести так называемую многовекторную политику», - подчеркивает Президент Республики Казахстан К.-Ж.К. Токаев.

Основанная в 1999 году по инициативе Президента, как партия «Отан», в 2006 году организация была переименована в Народно-Демократическую партию «Нур Отан», а в 2013 году – в партию «Нур Отан». Она имеет депутатское большинство в Парламенте Казахстана. В 1999 году 39 членов «Нур Отан» стали депутатами Парламента, из них 12 – депутаты Сената, 27 – Мажилиса. В 2005 году партия «Отан» выдвинула Н.А. Назарбаева кандидатом в Президенты Казахстана и инициировала создание предвыборного блока «Народная коалиция Казахстана в поддержку кандидата в Президенты Нурсултана Абишевича Назарбаева».

С учетом этих и других обстоятельств Парламент Республики Казахстан 14 июня 2010 года внес поправки в Конституционный Закон «О Первом Президенте Республики Казахстан» от 20 июля 2000 года, согласно которым Президент Н.А. Назарбаев признан Лидером нации. Тем самым, легитимная институционализация Н.А. Назарбаева в качестве общенационального Лидера была поднята на новый уровень.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия на исторической арене появляется лидер, который мобилизует население для решения проблем, рожденных кризисом социалистической экономики и политического устройства. В качестве лидера выступает Н.А. Назарбаев, способный реагировать на новые вызовы и адаптировать систему к новым условиям. Под его руководством Казахстану удалось избежать дезинтеграции и дестабилизации общества, снизить остроту противоречий в обществе, стабилизировать и интегрировать Казахстан в мировое сообщество демократических государств.

Политика Первого Президента, Лидера нации (Елбасы) позволила организовывать съезды лидеров мировых и традиционных религий в Астане, где решались узловые вопросы современности. Казахстан из площадки, откуда уходили ракеты в небо, сам стал космической державой.

За этот короткий период – 30 лет – произошли огромные, глобальные изменения. Была выстроена рыночная экономика, новая политическая реальность. Системно и досконально эти события получили освещение в монографии Елбасы «Эра независимости». По словам самого Н.А. Назарбаева Это был поиск новой модели. «Мы искали свой путь – «Казахстанский путь», - подчеркивал он.

Обновилась духовная жизнь. Такие государственные программы, как «Культурное наследие» (2004-2011 гг.), «Народ в потоке истории» (2014-2016 гг.), «Рухани жаңғыру» (2017 г.) и «Семь граней Великой степи» (2018 г.), стали глобальными трендами и их претворение в жизнь совершенно изменило мироощущение казахстанцев. Возвращение и оцифровка материалов, обнаруженных в мировых архивах США, КНР, России, Германии, Турции, Ирана и других государств, расширили горизонты национальной истории. Сообщество обществоведов благодарно Елбасы за эти проекты. Было торжественно проведено празднование 550-летия образования Казахского ханства, а также переводятся на казахский язык 100 учебников мировой общественной мысли. Более 80 книг были выпущены в свет в 2018 году.

С 1989 по 2019 годы произошли огромные демографические изменения. Численность населения республики составила более 18 млн. человек. В условиях новейшего времени Н.А. Назарбаев стал основателем независимого, светского и демократического Казахстана.

Историки любят сравнения. Ими подсчитано, что с 1917 по 1947 годы, т.е. за 30 лет под предлогом модернизации Советской страны было погублено около 50 млн. человеческих жизней, более 28 млн. погибло во время Великой Отечественной войны. Страна прошла голод, систему ГУЛАГ, преследования инакомыслия. За такие же 30 лет – Казахстан без кровопролития и голода совершил глубокую модернизацию и создал эффектное и дееспособное государство. Все эти достижения стали возможны благодаря взвешенной политике Первого Президента Казахстана – Елбасы и его соратников.

Независимость труднее сохранить, чем получить. Принимая на себя такую большую ответственность, нереально угодить всем. Слова Нурсултана Назарбаева, Первого Президента Казахстана: «У меня нет другой судьбы, кроме судьбы служения народу», и дела, созвучные его словам, являются высшим доказательством его безграничного служения всему Казахстану.

19 марта 2019 года Первый Президент Казахстана – Елбасы Н.А. Назарбаев добровольно сложил с себя полномочия, объявив в специальном телеобращении: «Сегодняшнее обращение особое. Я принял непростое для себя решение – сложить с себя полномочия Президента Республики Казахстан».

При этом Н.А. Назарбаев остался на посту Председателя Совета Безопасности Республики Казахстан, Пожизненным членом Конституционного Совета РК, Председателем партии «Nur Otan», Председателем Ассамблеи народа Казахстана.

Б.Г. АЯГАН,

доктор исторических наук, профессор

Список литературы и источников:

  1. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. – Том 5. - Алматы: «Атамұра», 2010. – 680 с.
  2. Современная история Казахстана: Хрестоматия / Сост. А. Ауанасова, А. Сулейменов. Под ред. Б. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010. - 560 с.
  3. Аяган Б., Ауанасова А., Сулейменов А. Новейшая история Казахстана: Кризис и распад советской системы. – I том. – Алматы: ТОО «Литера–М», 2011.– 320 с.
  4. Нурсултан Назарбаев. Биография. - Астана: Деловой Мир Астана, 2012. - 304 с.
  5. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 254 с.
  6. Центральный Комитет КПСС принял постановление «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» / Казахстанская правда. - № 165 (19.591). - 16 июля. - 1987.
  7. Архив Президента Республики Казахстан. – Ф. 708. - Оп. 139. - Д. 1324.
  8. Архив Президента Республики Казахстан. – Ф. 5 H. - Оп. 6/1. - Д. 1010.
  9. Архив Президента Республики Казахстан. – Ф. 5 H. - Оп. 1/3. - Д. 3345.
  10. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. – Том 4. - Алматы: «Атамұра», 2009. – 768 с.
  11. 1998 год должен стать годом начала реализации Стратегии-2030 / Выступление Президента Н.А. Назарбаева на республиканском совещании акимов 23 декабря 1997 года // Казахстанская правда. – 1997 г. – № 269 (22469). - 25 декабря.
  12. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1994-1995 годы. – Астана: Деловой Мир Астана, 2011. – 576 с.
  13. «Мир о Нурсултане Назарбаеве» / Под ред. профессора Б.Г. Аягана. – Астана, 2010. – 230 с.
  14. Токаев К. Свет и Тень. – Астана: 2007. – 576 с.
  15. Обращение Главы государства Нурсултана Назарбаева к народу Казахстана // «Казахстанская правда». - № 54 (28931). – 2019. - 20 марта.
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?