Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Абу-л-Хайр-хан - сын Касым-хана

2110
Абу-л-Хайр-хан - сын Касым-хана - e-history.kz
Отечественные ученые к.и.н. Н.А. Атыгаев и к.и.н. З.А. Джандосова продолжают исследования по средневековой истории Казахстана, сообщает портал «QAZAQSTAN TARIHY»

В результате изучения труда анонимного автора «Алам-ара-йи шах Исмаил» ученые обнаружили некоторые сведения о казахах и правителях Казахского ханства.

Рукопись «Алам-ара-йи шах Исмаил» относится к Сефевидской эпохе. Иранские ученые ввели в научный оборот средневековые сочинения, одной из которых является анонимная рукопись «Алам-ара-йи шах Исмаил», посвященная жизни шаха Исмаила I - основателя Сефевидского государства. Авторство рукописи не установлено. Она была издана в 1971 году в Ширазе Асгаром Мунтазаром Сахибом. В 2005 году сочинение было переиздано в Тегеране.

В рассматриваемом источнике «Алам-ара-йи шах Исмаил» упоминаются казахские правители Касым-хан и его сын Абу-л-Хайр-хан. 

 

 

Рукопись «Алам-ара-йи шах Исмаил», XVII век. Музей средневекового художника Реза Аббаси, инв. №600 (ИРИ, Тегеран, Музей Реза Аббаси)

В 905/1499 году (Шейбани-хан в тексте сочинения именуется Шахибек-ханом) решил завоевать Туркистан и обратился с этой просьбой к правителю Дашт-и Кипчака Касым-хану.

«Старшего [надо мной] хана и наместника Чингиз-хана уведомляю, что до сих пор солнце удачи потомков Чингиз-хана скрывалось за облачной завесой судьбы, однако теперь, слава Аллаху, кромешная ночь этой династии сменяется светлой зарей».

Обращение Мухаммеда Шейбани-хана к Касым-хану как к «старшему хану и наместнику Чингиз-хана» свидетельствует о высоком статусе Касым-хана, по отношению к которому Шейбани-хан выступал просителем. В своем обращении он попросил в помощь войско в двенадцать тысяч человек, чтобы выступить на Самарканд и отобрали столицу у потомков Тимура. Касым-хан поддержал прошение Шахибек-хана и предоставил воинов.

По мнению ученых, под Туркистаном подразумевается не город Туркистан, а обширная область «все пространство от берегов реки Джайхун до Кипчакской и Багланской степи».

 

 

Миниатюра «Абу-л-Хайр-хан и шах Исмаил». В центре композиции изображен Абу-л-Хайр-хан - мужчина с короткой бородкой и усами.

Благодаря «Алам-ара-йи шах Исмаил», мы впервые узнаем о сыне Касым-хана Абу-л-Хайр-хане (Абулхаире). Его имя не встречается в других известных источниках, однако это не означает, что у Касым-хана не было сына. Выполняя приказ Касым-хана, Абу-л-Хайр-хан с войском в восемьдесят тысяч человек занял Ташкент. Владея Ташкентом, он оттуда дважды «угрожал Самарканду». Между 60-тысячным войском Мухаммеда Шейбани-хана и 80-тысячным войском Абу-л-Хайр-хана «в охотничьих местах Афрасйаба» произошло сражение, в котором победу одержало «степное войско», то есть казахи, но сам Абу-л-Хайр-хан был ранен стрелой в руку. Мухаммед Шейбани-хан бежал, опустошил Самарканд, направился в Бухару, чтобы оттуда отступить в свою вотчину Джайран. Узнав о том, что Абу-л-Хайр ранен и ушел назад в Степь, Шахибек-хан вернулся в Самарканд.

Абу-л-Хайр-хан вернулся в Багланскую степь (Баглан – местность близ Хивы). Касым-хан расстроился, затем приказал Абу-л-Хайр-хану взять войско и выступить на Самарканд. Восстановив здоровье, Абу-л-Хайр-хан с войском встал у стен Самарканда. Посовещавшись с узбекскими старейшинами, Шахибек-хан решил просить мира и отправил к Абу-л-Хайр-хану парламентария (илчи), а затем лично прибыл и подтвердил прежние обязательства ежегодно посылать подношения ко двору Касым-хана и признал его верховным государем всего Туркистана.

Согласно «Алам-ара-йи шах Исмаил», потерпев поражение от Бабура Шибаниды правитель Бухары Убайдаллах-хан, правитель Самарканда Мухаммед Тимур-хан, правитель Ферганы Джанибек-султан обратились за помощью к Касым-хану. Казахский правитель обещал помочь к лету.

Вскоре кызылбашская армия снова выступила против Шибанидов. Посовещавшись, они в очередной раз попросили помощи у казахского хана. К правителю (падишаху) Степи Касым-хану выехал Джанибек-султан.

Интересно описан прием Джанибек-султана Касым-ханом:

«Касым-хан, как свирепый див, восседал на Чингизхановом троне, сделанном из чистого золота; и четыре угла этого трона были сделаны в виде льва, леопарда, тигра и дракона. На голове у него была украшенная драгоценными камнями корона Чингиз-хана стоимостью в семьдесят тысяч туманов. У него были очень светлые глаза, густые черные брови, длинные усы и несколько длинных волос на подбородке и еще три очень длинных волоса: – один на правом соске, другой на левом и третий над пупком, и все это – признаки настоящего преемника Чингиз-хана. У кого из потомков Чингиз-хана волосы растут таким образом, тот и становится его преемником».

По словам автора, территория Казахского ханства простиралась «на север до берегов реки Идил (Итиль) по ту сторону Степи, а с запада [на восток] до Китайской степи тысячи и одного луга, начиная с Аг-и Джайран, где водится китайский олень, обладающий благовонным мускусом, и [на юг] до равнины Ташкентских гор и Баркента, граничащих со Степью на юге».

В помощь Шибанидам Касым-хан приказал собрать семьсот тысяч человек, по одному воину из каждой степной семьи. Из них Касым-хан отобрал 160 000 лучших воинов. По приказу своего отца Касым-хана Абу-л-Хайр-хан направил войска в сторону Мавара’-н-нахра. Причем, войско называлось не казахским, а «узбекским» (uzbakî), «степным» (dashtî) или «войском степных узбеков» (sipаh-i uzbakаn-i dasht).

С приближением Абу-л-Хайр-хана правитель кызылбашей шах Исмаил отступил со своим войском в сторону Балха. К Абу-л-Хайр-хану присоединились Шибаниды Убайдаллах-хан (Убайд-хан), Мухаммед-Тимур-хан и Джанибек-султан. Абу-л-Хайр-хан стал главнокомандующим объединенного казахско-узбекского войска.

К шаху Исмаилу направили посла («илчи») с предложением мира, на что Исмаил-шах ответил отказом от заключения мирного договора. Узнав об объявлении войны, Абу-л-Хайр-хан приказал ударить в боевые барабаны.

На следующее утро противники построили боевые ряды. В центре казахского войска находился сам Абу-л-Хайр-хан и его чархчи, левым флангом командовал Бирум-аталык, а правым флангом – Алып-аталык. По просьбе Убайдаллах-хана, его воинам дали место в арьергарде объединенного войска.

«Победоносное кызылбашское и злополучное узбекское войска сразились друг с другом, и на рынке смерти было не протолкнуться».

Когда сильный ветер «поднял тучи пыли, похожие на двенадцать минаретов», шах Исмаил лично вступил в сражение и уверенно привел войско к победе. Узбекские султаны убежали со своими отрядами. В конце концов Абу-л-Хайр-хан погиб от сабли самого шаха Исмаила.

 

Миниатюра с изображением сцены смерти Абу-л-Хайр-хана

Поход казахов в Хорасан окончился плачевно. Шибаниды пошли на переговоры с Исмаил-шахом, которые закончились заключением мира между Шибанидами и Сефевидами.

Сведения анонимного персидского сочинения «Алам-ара-йи шах Исмаил» представляют интерес для исследования военно-политической истории Казахского ханства, социальной организации казахов.

 

Читайте также:

Новый источник по истории Казахстана XVI века

Об одной интересной миниатюре в рукописи Сефевидского периода из музея Реза Аббаси

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?