Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Из протоколов партийных организаций

1110
Из протоколов партийных организаций - e-history.kz
Среди казахстанских архивов Архив Президента Республики Казахстан занимает особое место, что обусловлено спецификой, отложившихся здесь архивных документов

Нередко исследователи называют Архив Президента – архивом политической истории, где собраны документы судьбоносных изменений ХХ-ХХІ вв. Документы органов коммунистической партии всех уровней от республиканских и областных, до первичных партийных комитетов крупных и небольших учреждений и предприятий Казахстана – ценный источник исторических исследований. Многие документы Архива Президента РК стали основой фундаментальных научных работ и учебников отечественной истории.

В протоколах партийных органов отложились документы, благодаря которым «белые пятна» истории приобретают реальную «окраску», события о которых при советском строе замалчивались или трактовались  однобокими  идеологическими штампами.  Нередко документы имели гриф секретности. 

Анализируя партийные документы  1920-х - 1930-х гг., четко прослеживается механизм постепенного ужесточения власти к гражданам. Обвинения от небольших бытовых проступков до государственных преступлений, например в финансовых растратах, в нарушениях партийной дисциплины и т.д. все становилось объектом рассмотрения партийных органов. В 1920-х гг. партийные дела имели довольно «мягкие» наказания в виде выговоров, строгих выговоров, а иногда и просто выносилось решение «указать». Эти же проступки многих станут основой для заведения новых дел в 1937-1938 гг., когда многие из подследственных получат не только реальные тюремные сроки, но большинство ВМН – высшую меру наказания в виде расстрела. В годы большого террора малейший проступок, даже десятилетней давности, становился основой жестоких расстрельных приговоров.

Документы о судьбе Жолдыбаева Молдагали, одного из первых казахских журналистов, члена редакционной коллеги газеты «Еңбекші қазақ», отложились в Архиве Президента РК в нескольких фондах. В 1927 г. ему было «указано» на его проступки, но сохранена занимаемая должность. В 1937 г. вновь ему напомнили об его связях с Алаш-Ордой, что стало поводом для его исключения из партии как «враг народа». Жолдыбаев Молдагали был расстрелян в 1938 г.

Этим же протоколом в 1927 г. было заслушано дело Жарменова Елемеса (Елмеса), который был обвинен в сокрытии антисоветских выступлений преподавателей-алашординцев Казахского института народного образования (КИНО). Постановлением партийного органа Е. Жарменову был объявлен строгий выговор. Однако через 10 лет связь с алашординцами станет основным доказательством и тяжким преступлением. Жарменов Елмес был арестован и расстрелян в 1937 г.

 

Из протокола № 75 Заседания партколлегии Казахской Краевой Контрольной Комиссии ВКП (б) от 06.09.1927 г.

Слушали

 

Постановили

2. Дело ответственных руководителей КИНО Кызыл-Ординский орган

 

1/ Жарменов Елемес, год рождения 1892, п/стаж с 1919 года, казах, женат, служащий, образование среднее. Партвзысканию подвергался в 1927 году – поставлено на вид.

В момент возникновения дела директор КИНО, в данное время в распоряжении КазКрайКома.

Обвиняется: 1/ В поддержании и разжигании территориальной группировки среди учащихся

2/ В сокрытии перед партией антисоветских действий со стороны (Алаш-Ординцев) преподавателей.

3/ В нарушении партдиректив и партневыдержанности выразившееся в апелляции перед студентами на решение КазКрайКома и в попытке дискредитировать партийца перед студентами

1/ За скрытие  перед партией фактов антисоветских выступлений, за нарушение партдиректив и поступков не достойных члена партии тов. Жарменову объявить строгий выговор с предупреждением

2. Джалдыбаев Мулдагалий [Жолдыбаев Молдагали], год рождения 1887, п/стаж с 1920 года, казах, женат, служащий, образование среднее, по профессии учитель. В момент возникновения дела председатель академического центра Наркомпроса, в данное время в КазКрайКоме ВКП(б).

Обвиняется: 1/ в недостаточном осуществлении контроля над проведением лекций, и в неприятии мер к своевременному извещению соответствующих парткомов о факте антисоветского выступления (Алаш-Ординцев) в КИНО среди студентов.

Дело возникло по коллективному заявлению студентов КИНО.

окладчик Топоров).

Присутствуют: Жарменов, Чумбалов

2/ Указать тов. Джалдыбаеву на недопустимость халатного отношения к возложенным на него обязанностям в осуществлении контроля над проведенными лекциями и несвоевременном сообщении в партком о факте антисоветского выступления

 

Архив Президента Республики Казахстан

Фонд 719, опись 1, дело 680, лл. 93, 93 об., 94

 

В конце 80-х начале 90-х гг. в СССР повсеместно проводились кампании по партийной реабилитации репрессированных коммунистов. В январе 1990 г. президиум Контрольно-ревизионной комиссии Алма-Атинской областной организации Компартии Казахстана учитывая, что Джулдубаев М. в 1957 г. был реабилитирован судебными органами, принял решение восстановить его членом КПСС с мая 1920 г., посмертно. Для рассмотрения дела были подняты документы за 1937 и 1957 гг.

В фонде Алма-Атинского горкома партии  имеется протокол № 28 заседания бюро Горкома от 22 октября 1937 г. Представляем выписку из данного документа:

 

Слушали

26) Решение бюро Фрунзенского ГРК КП(б) К от 2.Х-37 г. о Джулдабаеве М.

ДЖУЛДАБАЕВ Молдыгалий

Член КП(б)К с 1920 г.

Партбилет № 1572981

Рождения – 1887 г., казах.

По соц. положению – служащий.

Последнее время работал в КазПИ преподавателем.

Джулдабаев ранее имел партвзыскания: в 1927 г. был объявлен выговор за самоснабжение. Выговор снят. В 1934 г. Казкрайком КП(б)К, за примиренческое и оппортунистическое отношение к уклонам от ленинской национальной политики поставлено на вид и снят с должности КИЖа.

В 1918 г. Джулдабаев еще до вступления в ряды ВКП(б) поддерживал контрреволюционную Алаш-Орду, открыто выступал в защиту Букейханова и др.

Джулдабаев, зная Каратлеуова, как алаш-ординца-националиста и контрреволюционера, выдает ему заведомо ложную положительную характеристику…

Джулдабаев используя свое служебное положение, пытался найти в архиве документы, для реабилитации врагу народа Кенжина.

Будучи преподавателем в КазПИ Джулдабаев в преподавательской работе популяризировал алаш-ординские контрреволюционные националистические учебники и литературу.

Джулдабаев за время пребывания в партии не вел никакой борьбы с контрреволюционным национализмом: «Партийной обостренной работы я не вел, что объясняю своей спокойностью, расхлябанность… я машинально занимаюсь только переводами, литературной критикой не занимаюсь».

Джулдабаев решением бюро Фрунзенского ГРК КП(б)К, как пособник врагов народа, из партии исключен.

Доклд. тов.Холодов, Джулдабаев и секретарь парткома т.Искаков присутствуют.

ПОСТАНОВИЛИ:

Утвердить решение бюро Фрунзенского ГРК КП(б)К, Джулдабаева за связь с врагами народа Каратлеуовым, Кенжиным и покровительство им, за протаскивание в преподавании контрреволюционной алаш-ординской националистической литературы из рядов партии исключить.

Партдокументы за № 1572981, выданные на имя Джулдабаева аннулировать.

 

Архив Президента Республики Казахстан

Фонд 412, опись 5, дело 21 а, лл.22-23

 

Джулдабаев Молдагали (Джулдубаев Мулдагали) был исключен из партии 22 октября, а  осужден через полтора месяца - 10 декабря 1937 г., приговорен к высшей мере – расстрелу.

В том же протоколе, где решалась судьба Джулдабаева Молдагали, заседания бюро Алма-Атинского Городского комитета КП(б)К от 22 октября 1937 года № 28 отложились документы и на Саматова Мухтара (1894-1938), занимавшего ответственные должности: он возглавлял Центральный совет народного хозяйства, наркомат продовольствия, Государственную плановую комиссию.

По сведениям базы Мемориал официального сайта Министерства внутренних дел РК Саматов Мухтар Саматович, 1894 г. рождения, уроженец аул №9, Баян – Аульского района, Карагандинский области арестован в 1938 году, осужден 28.02.1938 г. к ВМН (расстрел).

 

 

Из протокола № 28 заседания бюро Алма-Атинского Городского комитета КП(б)К от 22 октября 1937 г.

 

СЛУШАЛИ:

22) Решение бюро Фрунзенского ГРК КП(б)К о Саматове М.

САМАТОВ Мухтар Саматович

Член КП(б)К с 1920 г.

Партбилет № 1559939

Рождения – 1894 г., казах

По соц. положению – служащий

В момент возникновения дела и в настоящее время работает н-ком Казнархозучета

Саматов состоял в контрреволюционной националистической партии «Алаш-Орде», что скрыл при вступлении в ВКП(б).

В 1923 г. Саматов подписал антипартийное заявление «14».

С 1920 г. Саматов вступил в ряды нашей партии, одновременно становится членом контрреволюционной националистической – «Мендешевской» группировки.

В 1929 г. при чистке партии Саматов Окружной контрольной комиссией, за неискреннее признание своего активного участия в Алаш-Орде, за освобождение из-под ареста крупного феодала Чурманова, в бытность Саматова председателем Семипалатинского Губисполкома, был исключен из партии. В последствие был восстановлен Краевой контрольной комиссией со строгим выговором с предупреждением.

В марте 1937 г. первичная парторганизация Казнархозучета Саматов, за скрытие своего участия в мендешевской группировке при заполнении регистрационного листка, за попытку смазать  на партсобрании контрреволюционный характер мендешевской группировки, за связь с троцкистом Каврайским был исключен из партии.

Решением бюро Фрунзенского ГРК КП(б)К учитывая признания Саматовым допущенных ошибок и обещание их не повторять в дальнейшем. Саматов был восстановлен в рядах партии с объявлением ему выговора. Но несмотря на целый ряд предупреждений Саматов не сделал для себя соответствующих выводов и на партсобрании первичной парторганизации Нархозучета от 4.VIII-37 г. Саматов свою борьбу в контрреволюционной националистической группировке расценивал как революционную борьбу и ставил это (свое пребывание в националистической группировке), себе в заслугу.

Несмотря на требование парторганизации об отчистке аппарата Казнархозучета и периферии от чуждых и контрреволюционных элементов, Саматов не только не принимал никаких мер к очистке аппарата, но всячески удерживал и покровительствовал этим лицам: Мендыбаеву (арестован как контрреволюционер), Лучкову – (белый офицер), Логутову – (белогвардеец-аненковец), Нуршанову – (националист) и др.

Саматов ничего не делал для ликвидации последствий вредительства, а наоборот, на указание парторганизации об изъятии справочника «15-летия Казахстана», который составлялся при участии врагов народа: -Каврайского, Кочуровского и их последышами – Лучковым, не только не реагировал на указание парторганизации, но доказывал, что вредительские искажения в справочнике, есть простые технические ошибки.

Саматов дошел до того, что доверил перевод инструкции и книг по учету алаш-ординцу Медыбаеву [Мендыбаеву], на что затрачено было 17 тыс. рублей и благодаря вредительского перевода, учет был сорван.

Первичной парторганизацией и Фрунзенским ГРК КП(б) Саматов, как неразоружившийся националист и пособник врагов народа из партии исключен.

Доклад. т.Холодов, Саматов присутствует.

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить решение бюро Фрунзенского ГРК КП(б), Саматова, как неразоружившегося националиста и покровителя врагов народа из рядов партии исключить. Партдокументы за № 1559939, выданные на имя Саматова аннулировать.

 

Архив Президента Республики Казахстан

Фонд 412, опись 5, дело 21 а, лл.18-19

 

 

На этом же заседании слушалось дело о Беймбете Майлине.

 

СЛУШАЛИ:

47) О Майлине Б.Ж.

Майлин Бейнбет Жармагамбетович

Член КП(б)К с июня 1926 года

Партбилет № 1559793

Рождения – 1894 г., казах.

По соц. положению – служащий

Последнее место работы – Союз писателей редактор литературной газеты «Казах - Адабьяты» [Қазақ әдибиеті]

Майлин разоблачен и арестован органами НКВД, как контрреволюционер – националист

ПОСТАНОВИЛИ: Майлина, как врага народа из рядов партии исключить. Партдокументы за № 1559793, выданные на имя Майлина аннулировать.

 

Архив Президента Республики Казахстан

Фонд 412, опись 5, дело 21 а, лл.32-33

 

В Архиве Президента РК наиболее востребованные архивные дела оцифрованы и внесены в электронную базу данных. В то же время весьма значительное количество архивных документов остаются вне поля зрения ученых. Нередко, в статьях, публикациях, научных работ используются одни и те же документы. Поэтому, когда историческая проблематика обретает новый архивный источник  -  это большая удача и для исследователей.

В листе использования дела «Протоколы № 28-37 бюро горкома КП(б)К» за 1937 г. из фонда Алма-Атинского горкома КП(б) (Ф. 412, оп.5, д. 21а) имеется только одна запись, эти документы просматривал Томасин Грегори Джон из Университета Вашингтона (США)  в  марте 1999 г.

Данное архивное дело можно отнести к категории «особо ценных».  Общее количество протоколов с 22 октября по 22 декабря 1937 г. десять, в которые внесены вопросы о приеме в партию, исключению из партии, организационные и кадровые вопросы и т.д. При рассмотрении аппеляционно-конфликтных дел нередко присутствовали  коммунисты,  чьи дела рассматривались. В деле имеются развернутые биографические данные (год рождения, национальность, социальное происхождение, последнее место работы). К отдельным делам дается подробное описание проступка, так называемая  «Суть дела».

 

 

Жанар САТАЕВА

Пресс-секретарь Архива Президента Республики Казахстан

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?