Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Асиф Усубалиев: к модернизации через адаптацию

803
Асиф Усубалиев: к модернизации через адаптацию - e-history.kz
Директор Научно-методического центра культуроведения Министерства культуры Азербайджанской Республики Асиф Усубалиев рассказал порталу NDH о культурных механизмах модернизации общественного сознания,

которые обозначены в статье Президента Казахстана «Семь граней Великой степи».

 

- Когда я вылетел из международного аэропорта Гейдара Алиева (Баку), было +16 С. Когда самолет в 5 ч утра приземлился в международном аэропорту Нурсултана Назарбаева была такая же температура, только со знаком «-». Путь к модернизации проходит через адаптацию, - пошутил посланник Азербайджана.

 

По словам директора Научно-методического центра культуроведения А. Усубалиева, статья Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» получила широкий резонанс в научных кругах Азербайджана. В статье представлено много четких тезисов, которые на самом деле являются основной частью концепции культурной политики Казахстана. Можно много говорить о приоритетах культурной политики Азербайджана, но достаточно сказать о «Бакинском процессе», в котором активно участвуют соседние страны и в том числе Казахстан.

«Бакинский процесс» – это культурно-идеологический, политический вклад в современную систему международных отношений, в котором нашли свои отражения все основные стратегические приоритеты культурной политики Азербайджана, одним из которых является модернизация общественного сознания. Безусловно, существуют различные механизмы модернизации общественного сознания, но самыми эффективными среди них являются культурные механизмы.

Со стороны видно, что современное казахстанское общество переживает процесс национальной идентификации. Данный процесс находит свое отражение в инициативах Президента Казахстана. Это достаточно сложный процесс, который должен внести ясность в целый ряд вопросов и, в первую очередь, в вопрос самой идентификации. Этот болезненный вопрос переживали и переживают все молодые государства постсоветского пространства. Для того, чтобы пережить этот процесс менее болезненно и менее конфликтно, культурные механизмы имеют большую значимость.

Радует тот факт, что Казахстан выступает с разными инициативами в данном направлении. Статья Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» обозначает направления данной модернизации. Ученым и общественности необходимо выработать эффективные механизмы модернизации общественного сознания, но сделать это будет не просто. Это сложный, но неизбежный процесс. Либо независимые государства будут это делать сами, либо характер модернизации будет навязан извне, в том числе и в результате глобализации. Для того, чтобы минимизировать издержки этого процесса нужно более интенсивно использовать национально-культурные механизмы.

В то же время статья «Семь граней Великой степи» является политическим месседжем казахстанскому обществу, ученым. Все мы переживали данный процесс, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Кто-то больше использовал западные механизмы, кто-то выступал принципиально с позиции национальной самоидентификации. Однозначно, избежать этих процессов невозможно.

Статья привлекает внимание тем, что она направляет Казахстан на путь выработки собственной модели модернизации. Существует упрощенная, так называемая, приобретенная модернизация, но она не даст продолжительных и долговременных эффектов. Только модернизация через адаптацию местных особенностей, через ментальность может позволить сделать ее истинно национальной.

В данной статье есть такие моменты, которые стоит подчеркнуть отдельно. Например, в статье Нурсултана Назарбаева упоминается Великий шелковый путь. Обращение к проекту «Шелковый путь» происходит в различных контекстах, в данном случае «Шелковый путь» представлен как транзитный статус. Наличие этого статуса у современных государств - это не столько культурный, идеологический момент, сколько большая экономическая база. сейчас Азербайджан участвует в этом проекте и многие страны стремятся быть причастным к нему.

Нурсултан Назарбаев ведет целенаправленную работу по идентификации Казахстана с тюркским миром. Он неоднократно упоминает в статье, что территория Казахстана является колыбелью тюркского мира. Этот момент определяет характер будущих исследований. Поиск национальных механизмов модернизации должен идти, в том числе, и в данном контексте.

Безусловно, модернизация не является отказом от прошлого, это достаточно ошибочное представление. Модернизация – это сохранение традиций, но, в тоже время, с учетом современных тенденций. Невозможно жить в современном мире, быть актором единой глобальной системы международных отношений и игнорировать характеристики политических отношений. Это очень сложные процессы. Но для того чтобы сохранить свое лицо, остаться полноценным и независимым участником всех международных процессов необходимо сохранить культурное лицо нации. В данном контексте у культурной политики есть большой потенциал.

Азербайджан является инициатором многих различных процессов, в том числе и «Бакинского процесса», суть которого заключается в интенсивной пропаганде системы международных отношений, принципов мультикультурализма и межкультурного диалога. Немало критиков инициатив президента Азербайджана, но даже самые острые критики признают значимость межкультурного диалога в современной системе международных отношений. Практическим проявлением межкультурного диалога является проект «Шелковый путь», активным участником которого является Казахстан. Модернизация без выработки культурных механизмов не представляется возможным.

- Я уверен, что все современные государства будут искать свой путь модернизации. А казахстанское общество уже идет по пути модернизации благодаря концептуальной статье Президента Казахстана, - отметил Асиф Усубалиев.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?