После этого путешествия имя Валиханова стало известно не только в его родных краях, но и за рубежом. Его миссия таила множество опасностей. Доказательством тому стала смерть немецкого исследователя Адольфа Шлагинтвейта. Валиханов, вернувшись из Малой Бухарии, описал подробности его смерти. Ученого казнили по прихоти ходжи Валихана-тюри, за то, что тот отказался показать тайное послание британцев кокандскому хану. Его голову положили на башню, сооруженную из других человеческих голов.
Сложная ситуация в Кашгаре усугублялась постоянными вспышками конфликтов между китайцами и кашгарцами. Некоторые кашгарцы сами поддерживали китайцев.
Историю их конфликта подробно описал Чокан Валиханов. Восточный Туркестан до 1764 года был независимым, но потерял самостоятельность в то время, когда Бурханиддин и Ходжа-Джаган – ходжи, яро ополчавшиеся против китайцев, попали в их руки.
Китайское правительство с 1756 года платило кокандскому хану 1000 ямб, чтобы препятствовать вторжению ходжей в их собственные владения, но ходжи продолжали поднимать восстания, а ханы особо не препятствовали этому, выторговывая себе новые выгодные условия.
В Восточном Туркестане после покорения его китайцами образовалось две партии: Каратаулык и Актаулык – белогорцев, преданных ходжам и национальной самобытности, и черногорцев, расположенных в пользу китайцев. Белогорцы были многочисленней своих противников, но преимущество черногорцев состояло в том что они принадлежали к знатным семьям. Туземные правители ставились китайцами кашгарцев из числа турфанских беков, которые за преданность богдыханскому правительству при завоевании края получили императорскую степень вана (князя старшего).
В период организации поездки Валиханова в Кашгар слухи о внутренних войнах Китая и лихоимство манчьжурских амбанов (наместников) и беков-черногорцев сильно восстановили мусульманское население края, что выражалось небольшими восстаниями в 1854 и 1856 гг., которые все же не имели больших последствий.
Валихан-тюря – виновник последнего восстания за независимость имел все шансы к всеобщему восстановлению мусульман, но его жестокость и безрассудное поведение во время кратковременного обладания Кашгаром быстро охладили стремление белогорцев к независимости.
В конце апреля месяца ходжа Валих-тюря бежал из Кокана с пятью спутниками через большую кашгарскую дорогу и, перешедши Белурдаг на границе Кашгара, овладел коканским пограничным караулом Буртокай и, увеличив число своих путников до 25 человек, ночью явился к стенам Кашгара и потребовал, чтобы жители отворили ворота.
Праздные салтаны произвели в городе сильное волнение, и народ с радостью принял ходжу в город. Китайцы заперлись в цитадели, которая занимает центр города. 7000 человек выдержали осаду до бегства ходжи. Между тем Валихан-тюря овладел всеми окрестностями Кашгара.
В свое кратковременное правление Валихан-тюря прославился жестокостью, «достойной Тамерлана» (в один день казнил по двести человек). Убийством коканского аксакала Намят-хана и английского посла, следовавшего с подарками к коканскому хану; восстановил против себя своих союзников. К тому времени илийское начальство отправило в конце июня 60-тысячный корпус для свержения Валихана-тюри. Народ, озлобленный несправедливостью и неслыханной жестокостью своего ходжи, который все время проводил в сильных попойках и в обществе женщин сомнительного поведения, надеясь на скорое избавление, сам запер ворота ходже.
Валихан-тюря был оставлен большей частью своих клевретов, настигнутый в проходе Уксалар китайцами, был совершенно разбит, а с остатками бежал через пустыню во владения шаха Дарваза Измаила-хана, который по требованию Кокандского ханства отдал его в руки Худаяр-хана.
Хан хотел убить его, но улемы не согласились на это, так как считалось, что ходжа происходит от самого Мухаммеда. А убийство потомков пророка является большим грехом.
Валихан-тюря оставался под строгим караулом во дворце Худояр-хана.
Главное фото: Г. Дизи. Кашгар. Уличная сцена. 1899