Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Дед Ыбырая не поддерживал восстание под предводительством Кенесары

2061
 Дед Ыбырая не поддерживал восстание под предводительством Кенесары - e-history.kz
Жизнь и деятельность ученого-просветителя, писателя, этнографа Ыбырая Алтынсарина знакомы многим. И все-таки есть интересные факты, о которых не знает большинство.

Эти факты хотелось бы представить вниманию наших читателей.

1. У дедушки Ыбырая – бия Балгожа Жанбыршыулы было два сына: Косжан и Алтынсары. Ыбырай – единственный сын Алтынсары, а у его брата Косжана было три сына: Оспан, Омар и Нугман.

2. За службу от царского правительства Балгожа би получил золотую медаль «За усердие» («Ынталылығы үшін»), ценные подарки и два именных револьвера, двуствольное ружье. Он участвовал в подавлении национально-освободительного восстания под руководством Кенесары Касымова.

3. Балгожа би не поддерживал восстание Кенесары. Как-то Балгожа бию прибыл посыльный с письмом от хана Кенесары. В письме хан Кенесары требовал от Балгожа бия дополнительных сил. Ответ бия был коротким: «Я давал клятву царю и клятву свою не нарушу». А в другой раз Кенесары отправил посыльного со следующими словами: «Кертандак – конь бия Балгожа, под стать моему седлу. Во всей степи не сыщешь такого скакуна, пусть он отдаст его мне». На что Балгожа би ответил: «Не отдам своего скакуна, даже если воскреснет сам Абылай, дед Кенесары хана».

4. Мать Ыбырая – Айман, дочь Шеген бия племени Аргын. А отец Ыбырая, Алтынсары Балгожаулы, происходил из племени кипчак Среднего жуза. Когда Ыбыраю было три года умер его отец.

5. Алтынсары Балгожаулы погиб от рук повстанцев Кенесары Касымулы в 1844 году. 3-х летнего Ыбырая спас преданный друг его деда Жетибай Отемисулы.

6. 7 июня 1841 г.  Письмо султанов Кенесары и Кучака Касымовых председателю Оренбургской пограничной комиссии генерал-майору Генсу о карательных походах воинских отрядов от Сибирского ведомства с 1825 по 1840 гг.: «Я не утаиваю, что при разграблении алтыбашева отделения бия Балгуджи Ямгурчина я был; это было мое мщение ему за его дела».

7. После смерти Алтынсары его жена, мать Ыбырая Алтынсарина, по закону аменгерства вышла замуж за Косжана, брата покойного мужа. Поэтесса Мария Хакимжанкызы и ученый Шабден Балгожаулы потомки Косжана и Айман Шегенкызы, матери Ыбырая Алтынсарина.

8. Ыбырай воспитывался в доме у своего деда известного всему Среднему жузу бия Балгожа Жанбыршыулы. Его современник, штабс-советник И.Я. Осмоловский о бие Балгожа: «Несмотря на то, что у него нет никакого образования, он очень умен, находчив; очень хорошо знает традиции и обычаи киргизов. Балгожа Жанбыршыулы – один из мудрых биев восточной части Орды. Он очень влиятелен, потому киргизы его уважают».

9. В 1844 году в Оренбурге открылась школа по подготовке переводчиков. Дед Ыбырая Алтынсарина – Балгожа Жанбыршыулы (в тот момент был назначен военным старшиной Пограничной комиссии) 5 марта 1846 года писал письмо Председателю пограничной комиссии генерал-майору М.В. Ладыженскому с просьбой оказать помощь в определении в школу 9-летнего Ыбырая. Просьба была удовлетворена.

10. 21-23 июля 1850 года Балгожа би отправляет своего внука вместе с внуком своего лучшего друга Жетибая Отемисулы в Оренбург. Вместе с Ыбыраем в Оренбург поехали еще 10 мальчиков: Жумагул Жанбайулы, Момын Байдосулы, Жакып Амангелдыулы, Едыге Айтукеулы, Жалмухаммед Байжанулы, Нурым Мунсызбайулы, Сегизбай Аксаратулы, Кулжан Каржасулы, Кудабай Копбергенулы, Шамурат Кушербайулы.

11. Ыбырай любил девушку по имени Айман. Она была красивой и умной девушкой. Но незадолго до свадьбы она утонула в реке Тобол. Ыбырай был глубоко опечален потерей возлюбленной. Ему посоветовали жениться на младшей сестре Айман – 16-летней Айганыс. В 27 лет он женился на Айганыс.

12. В 1859-1861 годы в Оренбурге Ыбырай знакомится с переводчиком, востоковедом, миссионером-просветителем Н.И. Ильминским. Впоследствии Н.И. Ильминский, будучи профессором Казанского университета, собрал переписку у Ы. Алтынсарина с ним и с другими адресатами в книге «Воспоминания об Алтынсарине» и издал ее в 1891 году в Казани.

13. Когда Ыбырай взял в свои руки инициативу по открытию школ губернатор области генерал Проценко подал на него в суд. Ыбырая спасла смена должности Проценко.

14. В своих произведениях Ыбырай большое внимание уделял воспитательной сути. В известном рассказе «Кыпшак Сейткул» одобрял изменения в жизни казахов, занимавшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбырай Алтынсары-улы в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» (В чем богатство?), выражал свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущем казахского народа.

15. Перед смертью Ыбырай получил звание статского советника, что по тем временам соответствовало генерал-майору от инфантерии.

16. После смерти Ыбырая, ученик Троицкой гимназии Ахмедбек Балгожаулы пишет письмо Н.И. Ильминскому: «Извещаю Вас о смерти инспектора киргизских школ Тургайской области г. Алтынсарина, что он умер 17 июля 1889 г. Он ныне все лето был болен, болезнь его была порок сердца. Перед смертью три дня он лежал без слуха и разговора. Семейство у него осталось: два сына и две дочери. Старшему сыну 9 лет, а младшему 2 года. Старшей дочери 12 лет, а младшей – 1 год. Я, племянник его, учусь в третьем классе Троицкой гимназии. Отдан я в гимназию дядей Алтынсариным».       

17. Ыбырай скончался в 48 лет. Айганыс после него прожила 30 лет. По сведениям М. Ауэзова она скончалась от голода в 1921 году, а по сведениям внучки Ыбырая – Нагимы, она умерла в 1924 году.

18. По сведениям поэтессы Мариям Хакимжанкызы, мать Ыбырая – Айман из рода Шекти племени Аргын, также она потомок знаменитого батыра Жанибека времен Абылай хана.

19. В его честь в 1952 году был назван ледник Алтынсарина в Джунгарском Алатау.

20. Личность учителя и его моральный облик занимали основное место в системе школьного образования, созданного Ыбыраем Алтынсариным. «Быть учителем – не служба, а Богом данное призвание. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой пламень другим людям, ничего не требуя взамен», – говорил Ыбырай Алтынсарин.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?