Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Альма-матер КазНПУ

2015
Альма-матер КазНПУ  - e-history.kz
1 октября 1928 года был открыт первый казахский вуз, который именовался Казахским государственным университетом. в 1930 году университет был переобразован в Казпединститут

Как и многие, я часто вспоминаю учебное заведение, в котором получил образование, в котором прошли мои студенческие годы. Таким учебным заведением, где я и получил специальность «учителя истории и обществоведения» был Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая. Долгое время КазНПУ им. Абая назывался «Казахский педагогический институт им. Абая», сокращенно «КазПИ им. Абая» и поэтому это учебное заведение кратко называли «КазПИ».

Образованных людей в степи было немало и до революции 1917 года. Большинство местного населения несколько веков пользовались арабской графикой; на нем писались письма, печатались книги, осуществлялась дипломатическая переписка. По мере вхождения казахских земель в состав Российской империи, в степи также стала широко использоваться кириллица, создавались начальные и профессиональные школы (путейцев, переводчиков и т.д.), как правило, создаваемые для управления степным краем и промышленных предприятий. Центром обширного края, в тот период был Ташкент.

Но февральская и октябрьская («ноябрьская» по новому стилю) революции 1917 года внесли огромные изменения в жизнь жителей бывшей Российской империи. В течении 1918-1920 годов во всех уголках империи установилась Советская власть, к руководству страной пришла партия большевиков (РСДРП – ВКП(б).

Новые планы по переустройству общества потребовали новых кадров, которых остро не хватало по всем специальностям. И в 1917-1928 годах в Ташкенте создаются различные училища, курсы, а затем и Среднеазиатский Университет (САГУ). В организации САГУ большую роль сыграли, как приглашенные ученые-профессора из Москвы, Петербурга, так и местные кадры. Из представителей казахского населения в организации первых учебных заведений, послереволюционного периода, заведений нового образца участвовали А. Байтурсынов, Т. Рыскулов, С. Асфендияров, С. Кожанов и другие. В течение 1920-1921 годов открываются рабфаки в Оренбурге, а затем в 1925 году КИНО (Киргизский институт народного образования) переносится в Кызыл-Орду. Создание Казахской автономии послужило импульсом к созданию вуза.

Учитывая потребности в подготовке кадров 2 июня 1926 года Совет народных комиссаров (СНК) КАССР (автономная) принимает решение о преобразовании Ташкентского Казахского института просвещения в Казахский педагогический институт. Докладчиком был представитель Наркомпростов Кислицин (без имени). Постановление подписал Председатель Совнаркома Шамов и секретарь Совнаркома Петрова.

В постановлении указывалось:

«Признавая насущную необходимость для К[А]ССР создания вуза и в первую очередь педагогического факультета, Совет народных комиссаров постановляет: 1. Бывший Казинпрос в г.Ташкенте считать преобразованным в педвуз под названием «Казахский педагогический институт». 2. Имущество б.(ывшего) Казинпроса в Ташкенте целиком передать Педагогическому Институту. 3. Просить СНК и Наркомпрос РСФСР о включении Казахского педагогического института в г.Ташкенте в сеть учебных заведений РСФСР…».

Эти данные взяты из книги «Тарихтың тағылым айдыны» (Абай атындағы КазҰПУ-дың тарих факультетты 75 жыл. Алматы «Атамұра», 2009 ж., сс.16-17).

После принятия решения Совнаркома начались работы по переезду Казпединститута в Алматы, новую столицу Казахстана. Но учитывая новые реалии, руководство Казахской автономии принимает решение от 23(21) марта 1927 года в преобразовании Казпединститута в университет. После некоторых дискуссий 1 марта 1927 года Наркомпрос принимает принципиальное решение об открытии «Казахского государственного университета». Это решение (постановление) закрепляется в приказе от 15 марта 1928 года. Большую роль в организации I-го Казахского университета сыграли Ораз Жандосов, Темирбек Жургенов, Санжар Асфендияров, Михайлов, Абдрахманов, Халел Досмухамедов, Авксентьевский. При их непосредственном участии создавалась материально-техническая база университета, подбирались кадры, выделялось здание. Была утверждена штатно-должностная зарплата, «приглашенным из других местностей» (так в документе).

В 1930 году этот университет был вновь преобразован в Казпединститут. За этот короткий период «институт-университет-институт» стал кузницей кадров интеллигенции Казахстана.

Здесь работали, учились и творили многие выдающиеся представители интеллигенции Казахстана, составившие гордость народа Казахстана.

Перечисление, только фамилий видных ученых, государственных и общественных деятелей, внесших весомый вклад в развитие страны, заняло бы несколько страниц.

Первым ректором вуза был назначен известный ученый, имеющий большие труды по истории Казахстана, профессор Санжар Асфендияров.

В дальнейшем, первый вуз советского Казахстана прошел все перипетии, характерные для сталинского периода, хрущевских времен и этапа «развитого социализма». Но коллектив КазПИ им. Абая всегда работал дружно, студентов этого вуза отличали ответственность и глубокие знания. Институт заслуженно стал флагманом педагогического образования в стране.

***

Мы поступили на исторический факультет института в 1975 году. Конкурс при поступлении был огромный, примерно 20 претендентов на место. И даже мы, так называемые «стажники», уже отслужившие в рядах Советской Армии, должны были выдержать строгий экзамен на право стать студентом.

В том же году сдали в эксплуатацию новый корпус института, расположенный по ул. Советской (ныне Айтеке би). И исторический факультет разместился на 5-ом этаже.

Нашим деканом был доцент, а затем доктор философских наук, профессор Кадыршат Шапагатович Шулембаев, человек принципиальный, обладавший огромным интеллектом. Его очень любили студенты.

Ректором вуза был доктор исторических наук, профессор Ж.Жумабеков, которого мы знали по научным трудам. Проректорами были профессор Цезарь Львович Фридман, к.ф.н, доцент Мухтар Галиевич Арынов.

Мы до сих пор помним наших преподавателей, которые «вбивали» в нас знания. Курс «Древнего мира» (так сокращенно говорили студенты), «Археологию» читал и возил нас на полевую практику, доцент Иван Иванович Копылов. Иван Иванович очень любил науку и когда он говорил о баталиях Римской Империи, он даже сам становился похожим на римских гладиаторов, а если рассказывал о древней Персии, то на Иранских вельмож.

Куратором группы была Елена Васильевна Заплавнова. И как лектор, и как педагог она была необыкновенно справедливой и внимательной к нам. «Историю СССР» вела Гульжаухар Кучукова, «Историю стран Азии» читала доцент Бексулу Чимырбаева.

И в целом, на историческом факультете учиться было интересно. Кроме учебы, студенты активно занимались научной работой.

Кстати, во время полевой археологической практики, нами в Талгаре был раскопан сакский курган, где были найдены бесценные артефакты материальной культуры – золотые изделия, древняя печать с изображением грифона. Руководила раскопками к.и.н. А.Максимова, ученый из Академии наук.

ВИД (вспомогательные исторические дисциплины) вел к.и.н., доцент Жигер Утебалиев, а «Историю средних веков» (II курс) старший преподаватель Султан Урашев. Они тогда были очень молодыми преподавателями, но хорошо знали свой предмет.

На втором курсе занятия вели Анель Вахитовна Шарипова и Ханзада Агубаевна Сутеевы. Сейчас они доктора наук, профессора, а тогда были совсем юными. Я до сих пор вспоминаю и помню доцента Балтабека Загитова, Сергея Васильевича Тимченко, рано ушедшего из жизни, талантливого ученого к.и.н. Владимира Анисимовича Моисеева. Их лекции всегда были интересными и вызывали у студентов живой интерес.

«Историю Казахстана» нам читала и принимала экзамен доцент Турсын Абдрахмановна Кошкинбаева, обаятельная и внимательная к студентам преподаватель, а право – д.ю.н., профессор Гайрат Сапаргалиев.

В отличие от университетских дисциплин в КазПИ им.Абая большое внимание уделялось педагогике и методике преподавания. Знания, переданные нам Розой Кунаевой, очень пригодились нам уже позже, когда уже нам самим приходилось писать учебники, преподавать историю страны.

В 90-ые годы ХХ (уже!) века при новом руководителе института, профессоре Кулжабае Касымове были созданы новые корпуса и общежития. Ректора института, профессора математики К.А. Касымова я запомнил, как очень воспитанного человека, крупного организатора.

В эти же годы в институте трудилось много ученых, участников Великой Отечественной войны к.и.н., доцент А. Ахметжанов, д.и.н., профессор Онбай Сексенбаев, Герой Советского Союза, доцент Е. Бреусов.

На собраниях мы слушали выступления д.и.н., профессоров Т.Ж. Шоинбаева, Ж. Касымбаева, В.М. Козьменко, Х. Маданова.

Большие изменения в институте стали происходить уже при независимом Казахстане. Открывались новые факультеты, менялось содержание дисциплин. Ректором преобразованного в университет нашей «Альма-матер» стал д.и.н., академик Токтар Сальменович Садыков.

Отправка интеротряда строительных бригад в Германскую Демократическую Республику (ГДР). г. Алма-Ата. 1984 г.

***

Курс, поступивший в 1975 году, оказался очень сильным. Среди студентов было много юношей, отслуживших в рядах Советской Армии. После окончания института, немалое число моих сокурсников стали преподавателями вузов. Только из одного нашего курса пятеро стали докторами наук, около 20-ти кандидатами наук, доцентами. Есть и ректора, проректора вузов, известные государственные и общественные деятели. Студенты казахского и русского отделения (так группы назывались) были очень дружны.

Многие из моих сокурсников работали и работают в школах, они стали авторами учебников для школ и вузов, опытными педагогами. Среди моих сокурсников есть даже милиционеры. Так Серик Ахметов вырос до подполковника МВД, Нурлан Жаксылыков был чемпионом республики по трем видам борьбы. Еще в студенческие годы он весил около ста килограмм. Но правда, мой друг, часто пропускал занятия, из-за чего у него часто были проблемы. Его долго «не пропускал» (и справедливо!) наш преподаватель Владимир Вуколов.

Выпускной курс исторического факультета, 1979 г.

Как говорится, судьба нас разбросала по свету. Илья и Ольга Федориди, говорят, переехали в Грецию, Олег Дубровин на Урале. Не слышно Лизу Лем, Тамару Джусубалиеву, Марата Досова, Маржан Ельжанову, Веру Камарянскую. Изредка встречаю Гульнар Калдыбаеву, Галю Бородину, Салтанат Жалмагамбетову, Разию Сапиеву. Но нет уже среди нас Валеры Мощеева, Серика Ахметова. Но всех своих однокурсников люблю и помню.

*** 

В мае, во время командировки в Алматы, я специально заехал в «альма-матер». Прошел тихо по 5-му этажу, там шли экзамены, бегали куда-то студенты. Но там уже не было конечно моих сокурсников. Затем спустился на второй этаж, где мы работали на кафедре профессора Х. Маданова. Там уже какие-то другие люди, другие профильные кабинеты.

В настоящее время факультет преобразован в многопрофильный институт, руководителем которого много лет является доцент Булат Жумагулов. Он учился на курс выше нас. С ним учился и Георгии, как ныне известный профессор, автор учебников по истории Казахстана.

Затем зашел в корпус бывшего филологического факультета, где была библиотека, куда мы часто ходили, там сейчас располагается Институт педагогики и психологии, директором которого работает выпускник института проф. Б. Альмухамбетов. По улице «Толе би» растут старые деревья, многое повидавшие на своем веку. Нам шепотом рассказывали старшие коллеги, что в тридцатые годы сюда часто приходили и читали лекции Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров. Нередко приходил и подолгу стоял у здания Ахмет Байтурсынов, внимательно вглядываясь в лица студентов. Видимо, это были краткие периоды, когда он освобождался от сталинских лагерей.

Легко вбегал по ступенькам академик, Герой Советского Союза, панфиловец Малик Габдуллин. Здесь же многие годы работали академик Серик Кирабаев, доцент Х.А. Бекмаханова. Многие работали здесь и достойно трудились.

В этом году КазНПУ им. Абая отмечает свой юбилей. Всего доброго и хорошего, удач в воспитании подрастающего поколения, наша альма-матер!

Б. АЯГАН,

директор Института истории государства КН МОН РК, д.и.н., профессор

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?