«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Поездка по Мангистау: от Шеркала до Отпантау

3282
Поездка по Мангистау: от Шеркала до Отпантау
После духовного очищения у Бекет-ата в Огланды, мы продолжили поездку по Мангистаускому краю...

Мы с неохотой расставались с широкой степью, раскинувшейся между величественным полуостровом Мангистау и плато Устюрт. Созерцая дивные холмы и лощины, пейзажи пустыни, мы добрались до Жетибая, прозванного аулом нефтяников. Мы еще не видели скалистых берегов Каспия и широкие степи полуострова Бозащы. В них тоже предостаточно удивительных тайн и историй. В целом, стало понятно, что за неделю невозможно познать все тайны, сокрытые в каждом холме, в каждой горе, в каждом камне Мангистау. Для этого, кажется, не хватит и года. Сохранилась легенда о том, что на полуостров Мангистау «семь народов прибыло, и семь народов убыло». Согласно историческим сведениям, земля Мангистау приютила гораздо больше племен: древних аланов, печенегов, огузов, средневековых кипчаков и тюрков, их последующих потомков – туркменов, ногаев, калмыков и казахов.

Все эти народы оставили свои следы на этой земле. Чудеса Мангистауского района – горы Шеркала и Айракты, урочище Акмыш – исторические места, свидетели тех легенд. Портал «National Digital History» считает своим долгом рассказать читателю об этих местах.

Гозли ата или Кореген ата ...

Итак, экспедиция «Земля обетованная – Мангистау» выехала из аула Жетибай. По пути мы посетили один из сакральных объектов – мавзолей Есен ата, расположенный вдоль трассы между аулом Жетибай и поселком Шетпе. Посвятили молитву, почтили память. Здесь находится могила Есен ата. По легенде, его вторая могила находится в местности Ок Балкан, в Туркменистане.

Сведения об Есен ата мы получили от сотрудников Мангистауского государственного музей-заповедника. Прозвище Есен ата – Гозли ата, означает –Кореген ата (Кореген – глазастый). Имя Гозли ата он получил за то, что узнал, куда улетел посох, кинутый Ходжа Ахмедом Яссави. В 5 километрах от некрополя Есен ата находится подземная мечеть. По одной из древних легенд, дошедших до наших дней, здесь есть подземный ход, ведущий к подземной мечети Караман ата в местности Беки. Расстояние между двумя святынями 27 километров. Специалисты заповедника советовали нам посетить мечеть Караман ата. Однако, уже вечерело, и мы не смогли туда поехать. Проехав аул Беки, мы остановились в гостинице в центре Шетпе. Оставив на парковке наш транспорт, который проехал около 400 километров от горы Огланды, сами стали готовиться к завтрашней долгой поездке...

 Айракты – обитель архаров

С рассветом, когда стрелки часов показали 7.00 местного времени, мы выехали из Шетпе в направлении горы Айракты. Эти небольшие останцовые горы местные жители называют – Айракты. Горы Айракты похожи на сказочные замки со шпилями, башнями, колоннадами и крепостными стенами.

Весной долина покрывается нежно пахнущими согдианскими тюльпанами. Но мы их не увидели. Говорят, гора получила свое название из-за своей подковообразной раздвоенной формы. По другим сведениям, слово «айрак» на древнетуркменском языке означает – «архар». По словам местных жителей, архары – горные козлы, обитают в здешних местах в большом количестве. Даже главный сюжет айрактинских петроглифов, найденных учеными, посвящены этим животным.

В свое время польский исследователь Бронислав Залесский сказал: «Горы Айракты, подобны природному городу, ничем не уступающие римским пантеонам». Если посмотрите прямо на северо-запад, то увидите гору Шеркала. Расстояние около 3-4 км. Но мы поехали к Шеркала через урочище Акмыш.

Мангистауские сады – Акмыш

Урочище Акмыш с зеленой рощей и ручейком расположена у подножья Каратау. Здесь есть родники, небольшая роща. Удобное место для отдыха путешественников, туристов, горожан. По сведениям сотрудников заповедника, в конце XIX века состоятельный человек по имени Султангельды Тауасар посадил здесь привезенные из Астрахани 220 саженцев. Сегодня эти саженцы превратились в небольшой сад. Мы увидели около 50 растущих деревьев, садом, конечно, вряд ли назовешь. Многие из них высохли. Рядом с рощей расположен средневековый город Кызылкала. Исторический памятник взят под охрану государства, с 2004 года здесь ведутся археологические исследования. С обретением независимости, на месте древнего города 4 раза проводились археологические работы. Объект все еще не исследован полностью.

Кызылкала – город, разрушенный Чингисханом

Городище Кызылкала расположенный в Мангистауском районе появилось примерно во второй половине Х века. Изначально он был важным перевалочным пунктом караванной дороги на территории Акмышской рощи, использовался в качестве караван-сарая. С течением времени сюда переселились ремесленники и земледельцы из Средней Азии.

В XII веке Кызылкала превратился в большой город со множеством строений, садов, каналов, по которым в город поступала вода. Общая площадь городища 50 га. В начале XIII века после разгрома Чингисханом культурных очагов Средней Азии, переносом главных торговых центров караванного пути на плато Устюрт, угасла некогда кипевшая жизнь Кызылкалы.

Город тигров или Шеркала

После Кызылкала мы направились в Шеркала. Гора Шеркала – символ Мангистауской области, одиноко стоящая на равнинной местности гора напоминает казахскую юрту. Самая высокая горная вершина – 307,7 метров.

Гора Шеркала – это большой останец причудливых очертаний, возникший в период формирования горных прикаратауских долин в результате поднятия суши из океанических пучин. По одной из легенд, отважные воины оборонялись от врагов и подобно тигру бились с ними. Последние защитники горы скрылись в подземных ходах внутри горы и остались там навсегда. Так появилось название этого оплота доблести и независимости – Город тигров или Шеркала.

А другая легенда рассказывает о большой битве между туркменами и ногаями (в некоторых легендах – адайцы). Побежденные и вынужденные отступить туркмены укрепились на вершине горы Шеркала. Преследователи остались у подножия горы, думая, что без провизии и воды враги долго не продержатся, и им придется спуститься вниз. Но время проходило, а туркмены все не спускались. Удивленные ногайцы, отправляют в горы лазутчика, и узнают, что туркмены вырыли колодец и выживают за счет его воды.  После этого ногаи прорыли у основания горы подземный ход до колодца, и как только туркмены опускали в колодец бадью, они перерезали ее веревку. В конце концов, изнеможенные жаждой туркмены погибли в муках. С тех пор это гора называется – печальная гора или Шеркала.

Праздник «Амал» на горе Отпан

После Шеркала мы отправились к горе Отпан, ставшей ставкой всего тюркского мира. С давних пор это гора стала священным местом проведения праздника Амал. Ежегодно потомки Младшего жуза на горе Отпан празднуют Амал, встречают день нового года – Наурыз.

Нас встретил сотрудник историко-культурного комплекса «Отпан тау», продемонстрировал нам духовный центр, ставший местом дружбы и единства. Каждый год, в дни праздника Амал, на Отпане ставятся в ряд белые юрты, проходят разные культурные, спортивные мероприятия и выставка-ярмарка изделий мастеров-ремесленников.

Историко-культурный комплекс «Отпан тау» построен потомками Адай Ата на самой вершине горы Отпан. Автор проекта комплекса – известный поэт Сабыр Адай.

В историко-культурный комплекс «Отпан тау» входит – мавзолей Адай Ата, стела, посвященная матерям «Ана келбеті», площадь «Ұран оты», где зажигается символический огонь, памятник волка – прародителя древних тюрков и тотема «Көк бөрі», купольное сооружение «Ақсарай», здание «Қара шаңырақ», символизирующий отчий дом, стела «Қазақтың үш биі» посвящен трем знаменитым биям казахов – Толе би, Казыбек би и Айтеке би, также в честь казахских батыров в скором времени здесь будет открыта «Аллея Славы».

От сооружения «Ақсарай» до мавзолея Адай Ата проложена тропа, состоящая из 362 ступенек. Эти 362 ступени посвящены духам 362 святых. На вершине горы, где расположен мавзолей Адай Ата, находится захоронение казахского батыра, жыршы (сказителя) Калнияза Шопыкулы.

 

Мы нехотя попрощались с Отпан тау, где в былые времена при надвигающейся опасности разжигали сигнальный огонь, а в трудные для народа времена собирался весь род адай.

 

За оказанную помощь при подготовке материала выражаем благодарность Акимату Мангистауской области и Мангистаускому государственному историко-культурному заповеднику.

Поездка по Мангистау: от Седого Каспия до горы Огланды

Жетибай-Беки-Шетпе-Таушык

 Фото автора