Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ

1803
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ  - e-history.kz
К вопросу 100-летия восстания 1916 года

В своем исследовании восстания 1916 года в Кыргызстане в свете его 100-летия ученый Айнагуль ГАНИЕВА попыталась, применяя методы исторической политики, рассмотреть разные версии освещения и подачи трагических событий вековой давности.

Под исторической политикой понимается набор методов и приемов, с помощью которых политические элиты стремятся утвердить определённые взгляды среди населения на историю страны. Историческая политика – это фундамент или существенная часть идеологии, своеобразный способ утверждения разных точек зрения.

Восстание 1916 года – это одна из актуальнейших проблем периода становления кыргызской независимости в ХХ веке. Этой теме посвящены труды ученых и государственных деятелей Кыргызстана и других стран Средней Азии. Изданы сборники архивных материалов в Москве и Бишкеке. Но, несмотря на то, что после событий минуло целое столетие, общество продолжает нуждаться в объективной исторической оценке причин и последствий произошедшего. Это вызвано и необходимостью отдать достойную память многочисленным жертвам народного сопротивления колониальной политике русского царизма.

Анализ материалов показывает, что исследования данного вопроса условно можно разделить на три этапа:

1) 20–30 годы (XX в.), период становления советской исторической науки. Ленинская позиция о национальных восстаниях в России как о предвестнике революции долгое время была главенствующей. Под эту концепцию формировалось целое направление советской историографии. Но с приходом Сталина произошло изменение оценки имперского прошлого. Под эгидой изучения истории партии шла широкая дискуссия о характере восстания 1916 года. В эту научную дискуссию были включен широкий круг ученых, очевидцев, и участников тех событий. Дискуссия шла вокруг вопросов социально-экономических предпосылок, движущих сил, роли различных социальных групп и характере восстания 1916 года. Ход восстания рассматривался в основном в Семиреченской области Туркестана, без указания на реакционные очаги. В этот период, выдвигались разные теории [1]. На основании выдвинутых концепций 1930-х гг. можно сказать, что среднеазиатское восстание было национально-освободительной войной против господства российского империализма. Помимо этого, оно было спровоцировано с целью присвоения богатых и плодородных земель в рамках аграрной, переселенческой политики [2].

2) 50-60-е годы – период пересмотра причин и характера восстания. Среди исследователей советского времени значительный вклад в историю Кыргызстана внес профессор, доктор исторических наук Кушбек Усенбаев [3, 4]. В свое время ученый изучил материалы в архивах Кыргызстана и Казахстана по событиям 1916 года и защитил докторскую диссертацию на эту тему. Он считался одним из лучших исследователей, как в Центральной Азии, так и во всем Советском Союзе. Многие материалы, сохранившиеся в архивах и дошедшие до нас, – это труды Кушбека Усенбаева. Благодаря его работам можно восстановить картину событий. Им было исследовано более 300 материалов.

3) с 1991 года – период пересмотра национальных историй народов Центральной Азии. В связи с 75-летием восстания 1916 года эта проблема приобрела особую актуальность, проходили региональные научные конференции, обсуждались в научных кругах разные точки зрения. В анализе движущих сил, характера и последствий 1916 года и его значения не было однозначного вывода. Вместе с тем вопрос о характере восстания 1916 года оставался спорным [5]. В 1991 году были организованы экспедиции по поиску останков и захоронения погибших в 1916 году. Собраны уникальные артефакты, которые впоследствии были переданы музеям. В 1993 году была опубликована «Истинно кыргызская история» в двух томах кыргызского писателя и историка, участника восстания Белека Солтоноева [6]. В книге описаны колонизаторская политика царской России, причины, начало и ход восстания. По дням расписаны восстания в отдельных районах (Токмак, Шу, Биркулак, Нарын, Солдотоглу, Жумагалы, Иссык-куль и др.). Автор приводит статистические данные о жертвах восстания среди коренного и русского населения. Бегство кыргызского народа в Китай, Турпан, Текес. В целом, в описании трагических событий 1916 года автор придерживается точки зрения, что насилия и убийства было одинаково достаточно с обеих сторон.

Это самое крупное восстание на национальных окраинах Российской империи, случившееся в условиях Первой мировой войны. Оно в первую очередь показало кризис системы имперского управления центрально-азиатскими владениями России, да и всей российской колониальной политики. Более того, восстание 1916 года можно считать одним из признаков падения Российской империи. Оно стало событием, последствия которого повлияли на развитие исторических процессов в Центральной Азии не только в период гражданской войны, но и в гораздо более отдаленные по времени исторические периоды. Его последствия сказываются до сих пор, хотя бы потому, что дискуссия о причинах и природе восстания по существу продолжается. И она не ограничивается дискуссиями чисто исторического плана. В постсоветский период тема восстания 1916 года в определенной интерпретации стала частью процесса формирования национального самосознания в среднеазиатских республиках. Протесты, выразившиеся в жестокости и насилии событий 1916 года, используются националистами для разжигания антирусских настроений, которые негативно могут отразиться на отношениях России с государствами региона [7]. Поэтому события 100-летней давности продолжают влиять на ситуацию в центрально-азиатских странах, прежде всего, на межнациональные отношения, и, соответственно, на отношения этих стран с Россией. Попытки возложить на Россию вину за подавление восстания 1916 года в Кыргызстане предпринимаются с обретения независимости Кыргызской Республикой. Провокационная подача информации некоторыми историками и оппозиционными группами ведет не к выяснению истинных причин, хода и последствий восстания, а к обострению отношений между Москвой и Бишкеком, с одной, и русскими и киргизами, с другой стороны. В этом конфликте не заинтересованы ни современный Кыргызстан, ни Россия.

Кыргызская и казахская академические науки оценивают восстание 1916 года достаточно взвешенно. 1 августа 2014 г. в Национальной библиотеке Кыргызстана открылась конференция и выставка, посвященная трагическим событиям. Академик Д. Джунушалиев прокомментировал требования националистов о выплате компенсации за ущерб и извинений перед кыргызским народом российских властей [8]. Россия, по его словам, уже приносила кыргызам извинения и выплатила им компенсацию. РСФСР в 1920 году, по распоряжению В.И. Ленина, выплатила пострадавшим в 1916 году 100 млн. рублей, в том числе 25 млн. – золотыми рублями. Все пожелавшие вернуться из Китая до 1922 года были возвращены на родину, где им были выданы паспорта и предоставлены земельные участки, которые по земельной реформе 1924 года были отобраны у переселенцев из числа «некоренного» населения. Специально для репатриантов, которые должны были себя кормить, создавались рабочие места.

В сентябре 2015 года в Алматы прошла Международная научная конференция, посвященная восстанию 1916 года. На конференции был презентован сборник документов и материалов «Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии», подготовленного к печати Институтом всеобщей истории РАН и исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор книги – старший научный сотрудник Института истории РАН Татьяна Котюкова. В сборник вошли 122 документа, освещающих начало, ход восстания, его подавление и бегство кыргызов, казахов, дунган в Китай и их дальнейшую реэвакуацию советской властью [9].

2016 год в Кыргызстане назван годом культуры и истории [10].  В апреле 2016 года в Бишкеке прошло одно из главных мероприятий, посвященных 100-летию восстания – Международная научно-практическая конференция «100-летие национально-освободительного восстания 1916 года: историческая память и современное значение» [11]. Участники конференции признали, что трагические события восстания 1916 года еще недостаточно изучены и требуют более глубокого и комплексного исследования, поиска и введения в оборот новых документов и материалов, издания книг и широкого освещения в средствах массовой информации.

Трагические события 1916 года занимают особое место в памяти кыргызов. Каждая первая пятница августа на основании постановления Кыргызского Правительства от 8 апреля 2008 года в стране ежегодно проводится «День памяти жертв великого национального восстания кыргызского народа 1916 года» [10].

Историография восстания не была однозначной ни в советский период, ни в период независимости, она менялась со сменой политической власти. И сегодня, для кыргызской исторической науки тема восстания 1916 года нуждается в объективном и деликатном исследовании и требует предварительной тщательной концептуальной трактовки, как в общеисторическом, так и в политическом плане. События 1916 года должны стать уроком для истории и примером того, что суверенитет и дружественные отношения между странами должны всегда беречь и укреплять.

Казахстан и Кыргызстан связывают крепкие культурные и исторические связи, общий товарооборот, трудовое взаимодействие, которые являются основными стабилизаторами двухсторонних отношений.

В декабре 2017 года в Астане состоялась первая официальная встреча Президента КР С. Жээнбекова с Президентом РК Н. Назарбаевым. Главы государств выразили уверенность в том, что проведенные переговоры и подписанные по их результатам документы будут способствовать дальнейшему укреплению двусторонних отношений [12].

В ходе мартовской встречи 2018 года в Астане Президенты обсудили важность дальнейшего укрепления двусторонних отношений и усиления взаимодействия по решению важных региональных вопросов, в числе которых развитие торгово-экономических отношений, сотрудничество в инфраструктурном развитии и логистике [13].

В целом, за период общей истории независимости Казахстан и Кыргызстан имеют стабильно развивающиеся политические и экономические отношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сайт Кыргызско-Российского Славянского университета [Электронный ресурс] – URL: http://www.history.krsu.edu.kg/ Режим доступа (дата обращения: 18.02.2017 г.)
  2. Портал Истории Казахстана. [Электронный ресурс] – URL: Е-history.kz   (дата обращения: 15.01.2017 г.)
  3. Усенбаев К. Восстание 1916 года в Киргизии. – Илим, 1967. – 327 с.
  4. Усенбаев К. Революционное движение в Киргизии накануне Октябрьской революции. – М., 1965. – 73 с. 
  5. Мамадалиев И.А. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - Выпуск № 2 (43). - 2015.
  6. Солтоноев Б. Кыргыз тарыхы: тарыхый очерктер. 2 китап.  – Бишкек, 1993. – 224 б.
  7. Сайт Радио Азаттык. [Электронный ресурс] – URL:  http://rus.azattyq.org (дата обращения: 21.01.2017 г.)
  8. Сайт информационного портала Stanradar. [Электронный ресурс] – URL: http://stanradar.com/ (дата обращения: 31.01.2017 г.)
  9. Котюкова Т.В. Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии. - [Электронный ресурс] – URL: http://berlek-nkp.com/analitics/5587-vosstanie-1916-goda-v-turkestane-dokumentalnye-svidetelstva-obschey-tragedii-sbornik-dokumentov-i-materialov.html (дата обращения: 22.10.2017 г.)
  10. Сайт Президента КР. [Электронный ресурс] – URL: www.president.kg/ru (дата обращения: 12.01.2017 г.).
  11. Пресс-релиз и резолюция международной научно-практической конференции «100-летие национально-освободительного восстания 1916 года: историческая память и современное значение» - [Электронный ресурс] – URL:  http://www.bhu.kg/news/ (Дата обращения 25 декабря 2017 г.).
  12. Сайт канала Хабар. - [Электронный ресурс] – URL:  http://khabar.kz/ru/news/politika/item/99829-n-nazarbaev-provel-vstrechu-s-s-zheenbekovym (Дата обращения 25 января 2018 г.).
  13. Капитал. Центр деловой информации. [Электронный ресурс] – URL:  http://kapital.kz/gosudarstvo/67640/nursultan-nazarbaev-vstretilsya-s-glavoj-kyrgyzstana.html (Дата обращения 24 марта 2018 г.).

Айнагуль ГАНИЕВА,

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?