Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Военная культура кочевых казахов

2937
Военная культура кочевых казахов - e-history.kz
Русские исследователи ХІХ века, посетив казахские степи, оставили ценные записи о быте кочевников того времени

Научное изучение Казахстана русские ученые начали в XVIII веке. Изначально исследовательские работы велись бессистемно, то есть не было научного планомерного подхода. Исследовательские группы состояли преимущественно из военных. Исследованиями на территории Казахстана в основном занимались офицеры Генерального Штаба. После себя они оставили огромные труды, которые представляют ценность для сегодняшних исследователей истории Казахстана ХІХ и начала ХХ века. А именно следующие труды: Андреев И.Г. «Описание средней орды киргиз-кайсаков», Бламберг Ф.И. «Военно-статистическое обозрение Российской империи», Броневский С.Б. «Записки о киргиз-кайсаках Средней Орды», Венюков М.И. «Заметки о степных походах в Средней Азии».

По своему содержанию работы офицеров имеют разнообразную направленность, начиная от путевых записок о путешествиях в киргизские степи и заканчивая обозрением военного дела казахов. Чаще всего офицеры писали о том, чему сами были свидетелями. В ходе писания работ офицеры охватили все стороны жизни и быта кочевников.

В силу специфики своей деятельности, они не оставили без внимания и военное искусство казахов. Почти все офицеры Генерального штаба отмечают, что военное дело казахов ХІХ века переживало существенные изменения. Военное искусство казахов появилось в незапамятные времена и в средние века достигла своего апогея, а к концу ХІХ века значительно ослабело. В это время не было необходимости ведения каких-либо широкомасштабных военных действий. Военную мощь казахов-кочевников можно увидеть при стычках с народами среднеазиатских ханств, военных набегах на торговые караваны, военные или мирные экспедиции, барымте, а также на охоте.

Как показывает история, кочевники с детства готовились к военным походам. Такая практика существовала столетиями, создавая определенную военную структуру кочевников, так и его образ в глазах других народов. В подготовке будущего воина важную роль играли традиционная барымта и охота.

В ХІХ веке, в связи с активными действиями Российской империи и ее превосходством на тот момент, действия казахских войск разворачивались в основном в национально-освободительных движениях против этого присутствия. Каждый казах владел военным искусством и должен был уметь вести военные действия. Главным противником в них стали участники степных походов.

Одной из главных целей Российской империи во второй половине ХІХ века было расширение территории своих владений, поэтому через Степные походы (или «степные войны» – как называет Венюков М.И.) Россия пыталась эту возможность реализовать. А для казахов и среднеазиатских народов это означало ограничение свободной кочевки, а также ограничения военных возможностей. В свою очередь это показывает начало колонизационной политики. У казахов не было постоянного войска. Лишь формировались временные военные отряды с целью нападения и грабежа торговых караванов, мирных и военных экспедиций, идущих через казахские степи, а также барымта. В состав таких отрядов входило от нескольких сотен до нескольких тысяч людей. Об этом в своих трудах писали М.И. Венюков, И.Г. Андреев, С.Б. Броневский, Я.П. Гавердовский.

И.Г. Андреев, оценивая положение военного дела в степи, давал такие данные: «Ежели ж из них собирать годных людей к воинскому действию, то должно полагать не менее с каждой юрты по два и по три человека; и как юрт их числом 32790, то не более — 70000 человек». 

Я. Гавердовский писал: «Киргизцы при разграблении каравана, можно сказать, уподоблялись саранче, опустошавшей плодоносные поля. Все что ни попадалась в их руки, разрубали, ломали, рвали на мелкие клочки и с сильною дракою отнимали их друг у друга, гоняясь по полю».

Такое поведение можно объяснить яростью и непримиримостью со сложившимися обстоятельствами и стремлением жить независимо от России.

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?