Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Какие памятники подходят новой столице?

1687
Какие памятники подходят новой столице?  - e-history.kz
Таким вопросом после переноса столицы в Акмолу (Астану) задался журналист «Егемен Казахстан» Тилеккабыл Борангалиулы и отправился в столицу в декабре 1997 года

К 20-летию столицы портал NDH продолжает публикацию материалов о том, как преображался город. Интересные идеи исходили от отечественных журналистов. В газете «Егемен Казахстан» была опубликована статья журналиста Тилеккабыл Борангалиулы, в которой он делает неутешительные выводы от увиденной архитектуры города и делает несколько интересных предложений.

В ту пору, когда Акмола была Целиноградом в городе было всего два главных памятника. После обретения суверенитета они оба оказались не у дел. Памятник Ленину освободил свое место на центральной площади, а второй памятник, легендарный «К-700», установленный в честь первоцелинников, «пришел в движение» в неизвестном направлении. Таким образом, Акмола осталась без памятников. 

К презентации Астаны был открыт мемориальный комплекс, посвященный жертвам политических репрессий. Исторический комплекс стал архитектурным украшением столицы. Первым отдал дань уважения жертвам тоталитаризма Президент Нурсултан Назарбаев, отметив, что выполнен еще один долг перед историей. Мемориал станет памятником, культурно-исторической достопримечательностью города, куда будут приходить жители и гости города. Такова история памятников Акмолы.

И здесь автор задается вопросом: «Какой будет завтрашний день архитектуры города?». В энциклопедии «Акмола» нет ни одной фотографии и сведений о памятниках города. Откройте карту проекта города этого года. В ней не найдете памятников с указанием их мест, условных знаков. Здесь нет вины издателей и картографов. В Акмоле почти нет монументов, посвященных историческим личностям и важным историческим событиям, констатирует автор.

Гуляя по улицам столицы можно встретить Сакена Сейфуллина, восседающего в гордом одиночестве. Почему в одиночестве? Потому что в Акмоле кроме Сакена Сейфуллина, не установлен ни один монумент знаменитым землякам, представителям национальной интеллигенции. Бронзовая скульптура Сакена не плохо смотрится на гранитном постаменте. Если бы памятник был бы установлен на более высоком постаменте, то композиция могла пострадать. Стоит отметить, что памятник С. Сейфуллину был открыт 14 октября 1994 года, автор памятника – известный скульптор А. Баярлин.

Пересчитать памятники, установленные в городе, можно на пальцах одной руки. Даже монумент, установленный акмолинцам-участникам Великой Отечественной войны, не впечатляет. Винтовка за спиной и железная каска, одетая на одного из солдат, не передает суровый вид войны.

С тех пор как Акмолу объявили столицей не были выслушаны профессиональные мнения известных скульпторов и художников. Сами специалисты проектировщики обобщенно указывают места будущих бизнес-центров, церквей, но пока не могут представить конкретный проект будущих монументальных ансамблей, отдельных памятников.

Акмола должна стать одной из красивейших городов мира. Прекрасные памятники, скульптуры, монументы мировых столиц удивляют своей торжественностью. Есть даже такие, которые стоят веками. Они построены не под влиянием политиков, а первую очередь, потому что являются историей государства, и личности являются национальной гордостью. На государственном уровне необходимо обсуждать вопросы кому и каким событиям нужно установить памятники в Акмоле.

Во-первых, мы не должны забывать о выдающихся деятелях края, таких как Балуан Шолак, поэт Газиз Файзоллаулы, Иманжусуп Копейулы достойные сыны акмолинских степей. Какой памятник они заслужили? Достойны ли поэты-композиторы, жившие в одном регионе, в одну эпоху единой скульптурной композиции?

Во-вторых, нужен архитектурный ансамбль, который бы содержанием, и архитектурой возвысил величие наших деятелей. Неужели в столице не найдется кусочек земли памятнику великим национальным героям? Автор дал волю фантазии! На самом верху зеленого холма будет установлен шанырак. С этой высоты сохраняя геометрические размеры, по четырем сторонам будут установлены четыре кереге. Четыре открытые зоны будут дополнять четыре скульптурные композиции. С одной стороны, за жеребенком бежит мальчик – символ беззаботной жизни. С другой стороны, воин-казах в доспехах – символ спокойной, мирной жизни. В двух других частях будут изображены мудрый старец с почтенной женщиной и жених с невестой. Таким образом, через шанырак – кереге – будет образован круг – символ нашей независимости, о которой мечтали, боролись и отдали свои жизни наши деятели Алаша: Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова, Миржакипа Дулатова, Магжана Жумабаева, Халела Досмухаммедова, Мустафы Чокая, Мухамеджана Тынышбаева, Жусупбека Аймаутова и других.

Главные художники и скульпторы страны, закончив возвышенное, красивое, глубоко философское архитектурное произведение – Монумент Независимости в Алматы, теперь могут обратить свой взор на Акмолу. В центре столицы можно очертить круглую площадь, где на постаментах будут установлены великие личности, основавшие фундамент казахского государства. Например, Абылай и Абулхаир ханы, верхом на конях-тулпарах, будут указывать один на восток, другой на запад. Почему Абылай и Абулхаир? А как же другие ханы? Цивилизованные европейские страны во все времена устанавливали памятники своим правителям. Эти две великие личности в те смутные времена, своими личными лидерскими качествами смогли сохранить страну и народ от полного исчезновения.

Что будет украшать Триумфальную арку Акмолы? Мосты на Ишиме как будут украшены? Пусть образ Акмолы будет возвышен уникальными монументами, такими как комплекс Независимости в Алматы, как статуя Свободы в Нью-Йорке, как памятник Петру Первому в Петербурге. Что думают об этом скульпторы?

Наверно в таких ситуациях и возникают интересные решения монументального искусства, уникальные проекты, смелые идеи. Памятники – это история страны. А историю страны, в первую очередь, демонстрирует ее столица.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?