Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Туркестанская автономия и легенды о Мустафе Шокае

5204
Туркестанская автономия и легенды о Мустафе Шокае - e-history.kz
22 ноября 1917 г. в Коканде открылся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд, который провозгласил создание Туркестанской Автономии и ее народной власти – Временного Совета

National digital history регулярно публикует материалы о партии Алаш, Алашской автономии, лидерах партии и старается вовлечь своих читателей в этот яркий исторический период, насыщенный важными событиями. Также портал работал над проектами, связанными с тематикой Алаш. Но нельзя забывать и о других партиях, которые также боролись за идеи, не уставая продвигать свои принципы, поднимать острые вопросы, кроме того партии часто пересекались, и поэтому они не могли не поддерживать отношения друг с другом и перенимать какой-то опыт.

Важную роль, начиная с 1917 года, играла общественно-политическая организация Шура-и-Ислами, которая, как видно из названия, учитывала многие религиозные аспекты, но вместе с тем поддерживала прогрессивное просветительское движение джадидизм, члены которого не противились цивилизационному прогрессу, а, напротив, старались принимать во внимание современное развитие. В противовес им кадимисты были категорически против реформ в религиозном институте, они пытались сохранить патриархальные устои общества.

Летом 1917 года из Шура-и-Ислами выделилась организация Шура-и-Улема (кадимисты), в которое вошло ортодоксальное духовенство и их консервативные последователи. Они были против Советов и призывали начать контрреволюционное движение. Улемисты старались отгородиться от русской культуры, образования, категорически запрещали носить европейскую одежду, не считали нужным обеспечивать женщинам доступ к образованию – всему важному, по их мнению, женщин могли обучить мужья.

Еще больший раскол между джадидистами и кадимистами произошел после 15 ноября 1917 года – в этот день состоялась III конференция мусульман Туркестанского края, которую проводила Шура-и-Улема. В Ташкенте в это время проходил III съезд Советов Туркестанского края. Участников от Шура-и-Ислами на конференции не было, в то время как левые и социалистические мусульманские организации получили приглашение и внесли свою лепту в обсуждение важных вопросов.   

В ответ на создание СНК Туркестана по инициативе Шура-и-Ислами был проведен IV Чрезвычайный краевой общемусульманский съезд, 27 ноября (28 ноября в казахскоязычных источниках) делегаты объявили Туркестан автономией в составе федеративной демократической Российской республики. Новой автономии дали название «Туркестон мухториати» (Туркестанская автономия), народную власть должен быть представлять Временный совет.

20 марта 1918 года было решено сформировать парламент путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Две трети мандатов должны были принадлежать депутатам мусульманского вероисповедания, одна треть принадлежала представителям других конфессий.

Во главе правительства стоял Мухамеджан Тынышпаев, который выполнял функции министра-председателя, но вскоре на главном посту Тынышпаева сменил  Мустафа Шокай, который при нем был министром иностранных дел.

Личность Мустафы Шокая обросла разными легендами, среди которых есть вполне устойчивые мифы, о том, что он, например, учился на одном курсе с Керенским. Керенский был на девять лет старше Шокая, то есть очень маловероятно, что они могли учиться вместе. Распространена легенда, которая могла бы собой продемонстрировать ущемление прав казахов со стороны российских властей и живую общественность, сумевшей встать на защиту обиженных. Шокаю должны были присвоить золотую медаль, но из-за антипатий туркестанского генерал-губернатора Самсонова к коренному населению, тот решил наградить медалью другого выпускника. Но возмущение окружения было так велико, что медаль-таки была вручена Мустафе Шокаю.

Журналист Ю. Числов опровергает это факт, ссылаясь на фотокопии, зафиксированные в монографии Дархана Кыдырали «Мустафа», согласно которым у него были следующие отметки:

по русскому языку – 5,

по философской пропедевтике - 5,

латинскому языку –4,

математике – 5,

математической географии – 4,

физике – 5,

истории – 5,

географии – 5,

законоведению – 5,

французскому языку – 4,

немецкому языку – 4.

Таким образом, Шокаю не могла быть присвоена золотая медаль, несмотря на какие-либо другие успехи в школьной жизни или достижения в определенных предметах.

Но если в этих фактах после некоторых поисках можно разобраться, то дальнейшие биографические сведения становятся все более запутанными.

Мнения людей относительно личности Мустафы Шокая обычно делятся на два противоположных лагеря: тех, кто считает его национальным героем, борцом за права и свободы казахов, и тех, кто сыплет обвинениями, начиная с его эмиграции, противопоставляя Алихану Букейханову, Ахмету Байтурсынову и другим казахским лидерам, которые остались до конца, став жертвами репрессий, до воспоминаний о контактах с Германией, потому что он якобы собирался сформировать Туркестанский легион для того, чтобы тот выступил против советских войск.

Тем не менее, Мустафа Шокай вложил значительный вклад в дело создания Туркестанской автономии, которая давала казахам надежду на обретение своей государственности, защиту своих прав, сохранение истории и национального кода. 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?