«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Бытовая идентичность народов Средней Азии и Кавказа

3136
Бытовая идентичность народов Средней Азии и Кавказа
На чем основываются традиции и обычаи данных народов, что их объединяет в создании бытовых-ремесленных изделий, какие есть отличия и как им удалось сохранить национальные особенности?

Использование текстильных материалов в жилище народов Средней Азии и Кавказа зависело от ряда факторов: кочевого или оседлого образа жизни, характера отопления, наличия мебели и ее высоты, этнических традиций и так далее.

Жилища народов Средней Азии, Казахстана, ногаев и туркменов Северного Кавказа и части курдов Южного Кавказа имели важную особенность интерьера кочевого образа жизни, где широко использовались подвесные текстильные сумки, мешки, футляры. Техника изготовления этих вещей определялась этническими или местными обычаями.  Так, у туркмен они были изготовлены в ворсовой технике, у казахов и ногайцев – преимущественно из войлока, у полукочевых узбеков – из шерстяной домотканины. Северные киргизы покрывали войлок покупными тканями, прежде всего черным хлопчатобумажным бархатом. 

Традиция изготовления этой категории предметов у южных киргизов была поистине роскошной и изобиловала разнообразными вариантами: с вышивкой по замше, войлоку, домотканине или покупным тканям; в лоскутной технике, в технике гладкого паласного и ворсового ткачества.

В юрте одной из доминант интерьера являлся свадебный занавес, который отделял супружеское ложе и, как считалось, магическим образом стимулировал плодородие семьи. Занавес мог изготавливаться из куска дорогой покупной ткани, но, как правило, его вышивали или шили из лоскутов. У киргизов обязательным элементом внутреннего убранства юрты была узорная циновка ашкана, выполнявшая функцию ширмы для отгораживания кухни.

Напольными покрытиями служили ковры и войлочные кошмы. 

Роль и место текстильных предметов в интерьере оседлого жилища земледельческих оазисов Средней Азии находились в прямой зависимости от способов его отопления. Если жилище отапливалось «по-черному», как в Хорезмском оазисе или в Южном Таджикистане, то основной акцент в декоре интерьера делался на деревянных резных элементах. При отоплении с помощью камина или углей, помещавшихся в специальное углубление в полу; потолок и стены расписывали красками, декорировали резным или литым гипсом, а также широко применяли украшения из текстиля.

В то же время наличие открытого очага в постоянном жилище горцев Северного Кавказа не препятствовало использованию в нем циновок и войлоков, закрываваших полки с постельными принадлежностями и посудой. Поскольку, по традиции, в среднеазиатских жилищах практически не было мебели, а пол служил и столом, и ложем, качество напольных покрытий было особенно важным.  В отсутствие местного производства шерстяных изделий жители оазисов покупали их у кочевого населения.

Очень высоко ценились казахские и киргизские кошмы, а в Ферганской долине также кашгарские – однотонные и орнаментированные. У полукочевых узбеков и арабов приобретали паласы гилем, обычно с полосатым рисунком. Только зажиточные семьи могли покупать ворсовые ковры – особо дорогие туркменские халы или более доступные узбекские джульхырс с высоким ворсом. В горной полосе от Малой Азии до Гиндукуша напольные покрытия имели еще одно назначение: коврами и полотнищами ткани домочадцы укрывались на ночь, положив их на приспособление, напоминающее табурет без сидения, которое ставилось над притушенным очагом.

Культура постели, основными видами которой являлись ватные матрасики – курпача, одеяла и подушки была очень высокой, так как эти вещи характеризовали достаток хозяев дома. Кроме того, этикетные нормы требовали достойного уровня приема гостей, которых усаживали на матрасы, крытые дорогими шелковыми и полушелковыми среднеазиатскими тканями.  Кочевники такие курпачи покупали на рынках, но и сами изготавливали матрасы из сукна и бархата, зачастую украшая их вышивкой.особый стиль отличал курпача, сшитые в лоскутной технике курак, считавшейся в регионе магическим защитным средством.

Жители оазисов предпочитали ватные подушки-валики лула, чехлы для которых шили из дорогих тканей. В Бухаре подушки могли иметь специальные декоративные кисти. Кочевое население использовало прямоугольные длинные подушки, у которых украшалась только одна торцевая часть, поскольку только она была видна в стопке спальных принадлежностей джук. Эта часть выполнялась из лоскутов или вышивалась. 

Еще одной чертой сходства интерьера жилища народов Средней Азии и Южного Кавказа на протяжении трассы Великого Шелкового пути было наличие стопки одеял, ковров, войлоков и т.п. Состоянию стопки джук, располагавшейся в жилище на видном месте, уделялось особое внимание как престижному участку интерьера.

Часто Средней Азии встречались специальные украшения для стен в виде длинных полос-фризов зардевор.

Азербайджанское жилище сравнительно с жилищем соседнего народа, Кавказа, отличало более активное использование в интерьере текстильных изделий. С оседлым жилищем Средней Азии азербайджанский дом роднило наличие ниш разного размера, количество которых колебалось от двух до восьми.

Полотенца из хлопчатобумажной и льняной ткани являлись частью интерьера домов Западной Грузии, особый интерес представляют абхазские полотенца из четырех полотнищ. 

У всех народов роль текстильных предметов интерьера значительно повышалась в дни календарных праздников, свадеб, у мусульман – во время праздника обрезания.