Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Литературное возвращение Достоевского началось в Казахстане

4759
Литературное возвращение Достоевского началось в Казахстане - e-history.kz
Территория Казахстана обширна, на самых дальних ее уголках разворачивались уникальные истории, совершались события, затрагивающие порой судьбы ярких исторических личностей.

Здесь праздновали счастливые моменты жизни и переживали тяжёлые, трагические времена.

Среди известных исторических личностей, которые принимала у себя земля Казахстана – великий русский писатель, заслуживший мировое признание, Ф. М. Достоевский. Федор Михайлович около пяти лет своей жизни провел в Семипалатинске, куда был направлен после отбывания каторги в Омске.

Событие, расколовшее его жизнь и мировосприятие на до и после и значительно сказавшееся на его дальнейшей литературной судьбе, произошло в 1849-м году. 

Достоевский начал посещать «пятницы» петрашевцев с 1846 года. М. В. Буташевич-Петрашевский первый сделал шаг к знакомству с писателем, оценив его талант по достоинству, насчет которого у него были не только бескорыстные планы.

Петрашевский хотел, чтобы талантливый писатель служил выразителем его идей, то есть осуществлял роль посредника, формирующего политические и общественные взгляды народа, и выполнял некоторые агитаторские функции. 

Достоевский отрицал все предъявленные ему обвинения главным доказательством которых, было наличие при нем письма Белинского к Гоголю. Затем последовал смертный приговор в форме расстрела, который изначально был задуман с тем, чтобы преподать урок петрашевцам, а смертная казнь была заменена на каторжные работы. Участники «восстания» не знали об искусственности приговора – приготовления к казни были настоящими. «Приговор смертной казни расстреляньем, прочтенный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не на шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти».

 

Тяжелое потрясение, которое пережили приговоренные, оставило свой след на их психическом и физическом состоянии. У Федора Достоевского обострились приступы эпилепсии, другой член собраний, Николай Григорьев сошел с ума.

В 1854 году Достоевского из Омского острога перевели рядовым в Седьмой сибирский линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Своими первыми впечатлениями он поделился с братом Михаилом в письме: «… полугород – полудеревня, где всего лишь один магазин, одна аптека, одно начальное училище».  

Тем не менее, эти годы в Семипалатинске составляют важный этап в жизни и творчестве писателя. Достоевскому сложно было справляться с солдатской муштрой, выполнять суровые требования руководства, тем более после того как его здоровье еще сильнее пошатнулась. Все же пребывание в Семипалатинске было намного лучше условий жизни в Омске. Достоевский прилагал большие усилия и вскоре освоил солдатское дело не хуже других.

На военной службе часто практиковалась палочная расправа над солдатами, и однажды Федору Михайловичу самому пришлось стоять в ряду «зеленой улицы». Сосед Достоевского по нарам Н. Ф. Кац вспоминал, как Достоевский вынужден был пересилить себя и ударить по спине провинившегося. В тот же день с ним случился припадок падучей. 

Зимой 1856 года Достоевскому присвоили звание унтер-офицера, и он смог переселиться из казармы в частную квартиру. Его домовладельцем был местный старожил Леонид Пальшин. Писатель близко подружился с их семьей, иногда они проводили время за общими разговорами. 

Достоевский жил и в других домах – его друг, стряпчий по уголовным и гражданским делам, А. Е. Врангель в своих «Воспоминаниях…» так описывал семипалатинский быт писателя: «Хата Достоевского находилась в самом безотрадном месте. Кругом пустырь, сыпучий песок, ни куста, ни деревца. Изба была бревенчатая, древняя, скривившаяся на один бок, без фундамента, вросшая в землю, без единого окна наружу. У Достоевского была одна комната, довольно большая, но чрезвычайно низкая; в ней царствовал всегда полумрак. Бревенчатые стены были смазаны глиной и когда-то выбелены. Вдоль двух стен шла скамья. На стенах там и сям лубочные картины, засаленные и засиженные мухами. От входа у дверей стояла большая русская печь. За ней помещалась постель Ф. М-ча, столик и, вместо комода, простой дощатый ящик. Все это спальное помещение отделялось от прочего ситцевой перегородкой. За перегородкой в главном помещении стоял стол, маленькое в раме зеркальце. На окнах красовались горшки с геранью и были занавески, вероятно, когда-то красные. Вся комната была закопчена и так темна, что вечером с сальной свечой я еле мог читать». При этом Достоевский продолжал писать.

Производство в офицеры расширило круг общения Достоевского – он знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой, которая благосклонно относится к ухаживаниям Достоевского. Ее муж в то время уже сильно пристрастился к алкоголю, а Исаева была вынуждена ухаживать за ним и маленьким сыном. 

Врангель пробыл в Семипалатинске три года, затем он выехал в Петербург. Отъезд друга сильно огорчил Достоевского. Некоторым утешением для него стала поездка с П. П. Семеновым-Тянь-Шаньским в рудники Локтевский, Змеиногорский и г. Барнаул, который являлся центром Алтайского Горного Округа.

Часто Достоевский гостил в доме ссыльного поляка Карла Ордынского, который ко времени прибытия Достоевского в Семипалатинск, уже состоял на государственной службе смотрителем магазинов с провиантом. В доме Ордынского Достоевский продолжал много писать даже по ночам.

  Исаева к тому моменту перевели в Кузнецк, где он окончательно спился, заболел и умер. Достоевский взял отпуск, приехал в Кузнецк и 6 февраля 1857 года женился на Марии Дмитриевне. По возвращении из Кузнецка пара поселилась в доме Лепухина, по Крепостной улице, который впоследствии стал музеем Ф. М. Достоевского.

18 марта 1859 г. Достоевский получил отставку от службы в чине подпоручика по причине болезни. Ему было велено поселиться в Твери, но секретный надзор за ним продолжался.

За время пребывания в Семипалатинске   писатель создал несколько произведений, среди них –«Село Степанчиково» для «Русского Вестника» и «Дядюшкин сон» «Для русского слова». Кушелев-Безбородко, издатель «Русского слова» с восторгом принял повесть "Дядюшкин сон" и прислал Достоевскому в Семипалатинск гонорар.

Впечатления и размышления о времени, проведенном в Омской каторге, писатель отразил в «Записках из Мертвого дома», которые писал, находясь в Семипалатинске. Точное свидетельство этому – упоминание Врангелем следующего факта: когда Исаева уехала в  Кузнецк, Достоевский, тоскуя по ней, забросил свое произведение, над которым до этого работал с большим увлечением. Таким образом, начало «Записок из Мертвого дома» лежит в Семипалатинске, а закончили его уже в России. Там же зарождались мысли о романе «Великого Пятикнижия» – «Идиот».

Несмотря на тяготы жизни и вынужденный характер пребывания в Казахстане, Достоевский снова начал писать. Возвращение к литературному труду дало ему новые силы, веру в свой гений. Кроме того он познакомился с людьми разных характеров, профессий – несомненно, что расширение общения пополнило библиотеку образов в загадочном воображении писателя.

В Омске Достоевский познакомился с казахским офицером Чоканом Валихановым, с которым они стали крепкими друзьями. Валиханов навестил друга в Семипалатинске. Достоевский по достоинству оценил образованность, эрудированность и высокие душевные качества казахского ученого. Из Семипалатинска он писал ему: «...Не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвещенным ходатайством за нее у русских. Вспомните, что Вы – первый киргиз – образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав вам и душу, и сердце».

У Достоевского была тяжелая судьба, но, возможно, именно несчастья, которые выпали на его долю, внесли свои штрихи в формирование мирового гения. Сам Достоевский говорил: «Чтобы хорошо писать – страдать нужно, страдать!». И кому, как не ему было знать, что это такое.

  
 

 

 

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?