Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

#100 аулов : АУЛ КАЖЫМУКАН

2369
#100 аулов  : АУЛ КАЖЫМУКАН  - e-history.kz
Территория нынешних аулов Бозайгыр, Талапкер, Воздвиженка находилась в окрестностях аула №5. В смутные времена, а затем и в годы целины на том берегу Есиля стали строиться новые аулы

Глава Государства в программе «Туған жер», призвал каждого казахстанца заботиться и любить свою родную землю, страну, Родину. Каждый из нас должен знать историю родной земли, внести свой вклад в процветание и озеленение родного края, аула.

История аулов берет свое начало со времен кочевой цивилизации.

В связи с этим, портал National Digital History поставил цель реализовать проект «Жүз ауыл» («Сто аулов»). Цикл статей в рамках проекта открывает аул великого палуана (борца) Кажымукана.

 

Современный аул Кажымукан

Аул Кажымукан – место рождения славного палуана казахского народа Хаджи Мукана находится в 30-и километрах от Астаны, вдоль дороги Астана-Екатеринбург, к северо-западу от районного центра Акмол на 31-ом километре.

Быт современного аула, относящегося Талапкерскому сельскому округу Целиноградского района, на шаг впереди по сравнению с соседними аулами. Здесь работает почта, есть основная школа №4, фельдшерский пункт, сельский парк, объекты малого бизнеса, а также строится новая мечеть.

От Жадика до Кажымукана

Согласно административной реформе, проведенной в соответствии с «Временным положением» от 1867-1868 гг., основная территория Казахстана была поделена на 3 генерал-губернаторства. Территория Акмолинской области вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в городе Омск. В состав Акмолинского уезда входили казахские волости: Сарытерек, Акмола, Есиль, Нурбаев, Нура, Коргальджин, Сарыозен, Шерубай-Нура, Кумколь, Караганда, Спасск, Атасу и др.

 

В состав Сарытерекской волости входил и нынешний аул Кажымукан. В то время аул находился на окраине сегодняшнего нового аула. Вначале эти окрестности назывались Жадик. Затем стали называть аулом №5. Казахские племена, расположенные вдоль берегов Есиля, издревле занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Во времена коллективизации, в годы целины аул был колхозом. Об этом нам рассказал житель аула Кажымукан Канат ага.

Жадик - аул №5 - Буденный - Косколь – Қажымұқан/Хаджи Мукан

- Если говорить об истории аула, наш аул образовался еще до образования Советской власти. Поначалу на берегу Есиль жили аулы, разделившись на 4-5 аулов. Раньше этим аулам присваивали номера. Тогда аул Кажымукан именовался аулом №5. Затем после революции, когда установилась Советская власть этот старый аул переселили в новый аул Кажымукан. В свое время аул был большим совхозом. В то время он назывался Коскольским сельским округом. Во время коллективизации был переименован в Буденный. Оба берега реки Есиль были плодородным пастбищем для скота. Очень много разводили лошадей и овец, - говорит Канат ага.

- В окрестностях аула Кажымукан расположено очень много аулов. И все они находились на территории вышеупомянутого пятого аула?

- Территория нынешних аулов Бозайгыр, Талапкер, Воздвиженка находилась в окрестностях аула №5. В смутные времена, а затем и в годы целины на том берегу Есиля стали строиться новые аулы. Первым появился аул Талапкер. Затем – Воздвиженка, который недавно переименовали в «Нуресиль». Среди новых аулов, появившихся в 1954 году был и населенный пункт «27-я точка». Сейчас его называют – село Раздольное. За Раздольным когда-то был казахский аул Жайнак. Сейчас этого аула нет. На его месте осталось лишь старое кладбище. По соседству с аулом было село Максимовка. Раньше его называли аул Коктерек.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?