Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Как решили вопрос о культурной автономии киргиз

1104
 Как решили вопрос о культурной автономии киргиз - e-history.kz
«Киргизы». Под таким названием в омской газете «Сибирский вестник» за 30 июля 1918 года было опубликовано сообщение с упоминанием Алаш-Орды и Алихана Букейханова

«Советом министров образована комиссия для рассмотрения вопроса о культурной автономии киргиз под председательством министра туземных дел Шатилова при участии проф. Сапожникова в качестве заместителя тов. Мин. Внутренних дел П.Н. Михайлова, заведывающего переселенческим отделом Ермоша и представителя военного ведомства. В качестве заведующего лица в комиссию привлечен руководитель «Алаш Орды» Букейханов».

Небольшая заметка в газете почти столетней давности подтолкнула нас к поиску ответов на множество вопросов: Что за комиссия была создана Советом министров? Какие вопросы она обсуждала? В качестве кого был приглашен Алихан Букейханов? Какое решение было принято в отношении Алаш-Орды?

С момента образования на II Всеказахском съезде в декабре 1917 года, перед лидерами казахской интеллигенции стоял важнейший вопрос: официальное признание казахской национальной автономии. Вскоре Алаш-Орда начала вести работу по установлению отношений с Временным Сибирским правительством.

Сибирское правительство не предполагало самостоятельности Алаш-Орды, в результате отношения  между руководящими органами приобрели напряженный характер.

В опубликованных в июле «Основных положениях о границах культурной автономии национальностей Сибири» вопрос о территориально-политической автономии был переадресован Всероссийскому Учредительному собранию. Это послужило основанием Сибирскому правительству в непризнании Алаш-Орды в качестве органа национально-территориальной государственности казахов. Алаш-Ордой были предприняты меры для установления правовых отношений и признания автономии.

10 июля 1918 года А. Ермеков передал в Совет Министров записку, в которой приветствуя падение большевистского режима, Алаш-Орда призывала к объединению усилий для защиты завоеваний февральской революции, «давшей начало к политическому возрождению народов и окраин России». В проекте соглашения, предложенном Алаш-Ордой, Сибирское правительство должно было признать национальную автономию Алаш, установить границы с учетом мнения населения. 

13 июля 1918 года А. Букейханов отправил в Совет министров автономной Сибири правительства Докладную записку Алаш-Орды о переговорах. Правительство Алаш-Орды предложило на обсуждение правительству автономной Сибири следующие пункты соглашения: 

1) Сибирское правительство обменяется с автономией Алаш взаимным признанием.

2) До выявления воли русского населения на территории Алаш и установления границы ее, считаясь с требованием момента, Алаш-Орда находит возможным:

а) сохранение в настоящем виде всех смешанных учреждений: земств, городских дум под контролем комиссаров, назначаемых по соглашению сибирского правительства и Алаш-Орда;

б) временное подчинение государственных и смешанных учреждений, управлений и самоуправлений распоряжениям сибирского правительства, при участии в этом последнем при решении вопроса представителя Алаш-Орда;

в) назначение на ответственные посты в пределах автономии Алаш должно быть с согласия Алаш-Орды.

3) До конструирования власти, признаваемой всеми национальностями территории Алаш, Алаш-Орда является органом власти казак-киргизского народа. Все национальные общественные организации и учреждения подчиняются только Алаш-Орде. Она имеет право специального обложения, сбора кибиточной подати в свою казну. Алаш-Орда организует национальные суды, местные советы Алаш-Орды, ведающие на местах всеми национальными делами казак-киргизского народа, остающимися за пределами компетенции восстановленных земств и городских дум.

4) Создание национальной казахской армии. Организация армии может и должна быть проведена только по инициативе Алаш-Орды. Армия будет комплектоваться территориально и национально с подчинением во время войны совместно с войсками временного сибирского правительства общему командованию. Сибирское правительство должно обеспечить армию вооружением, снаряжением, продовольствием и военными инструкторами. Казахская армия, как особая военная единица, должна пользоваться самостоятельным хозяйственным и внутренним управлением и во всем подчиняться военному отделу Алаш-Орды и главному штабу при нем. Первой своей задачей Алаш-Орда считает очищение от большевистских банд территории Алаш и оказание помощи Туркестану и Семиречью.

5) Ввиду того, что государственные банки и другие финансовые учреждения, имеющиеся в пределах территории автономии Алаш, подчинены пока временному сибирскому правительству, необходимость обеспечения сибирским правительством займа Алаш-Орде.

6) Необходимость созыва в ближайшее время конгресса депутатов автономных народов и окраин, очищенных от большевиков, с целью создания федеральной власти, которая, несомненно, сплотит еще теснее разрозненные части России, спаяет их прочным цементом и поднимет силу и мощь ее для защиты интересов Союза как от внутренних, так и от внешних врагов, в этом отношении представляется в ближайшее время возможность федерации Сибири, Алаш, Башкирии и Туркестана.

26 июля 1918 года Совет Министров Сибирского правительства рассмотрел докладную записку Алаш-Орды с проектом соглашения о взаимном признании. Комиссия под руководством министра просвещения проф. В.В. Сапожникова обсуждала пункты проекта соглашения.

Пункт о взаимном признании был снят с обсуждения. 

Сохранился пункт о порядке управления и деятельности органов Алаш-Орды.

Вопрос о предоставлении займа был переадресован министерству финансов, также, как и вопрос о создании национальной армии передали военному ведомству.

Земельный вопрос по Семипалатинской, Акмолинской и Тургайской областям был отложен до Всероссийского учредительного собрания.

Особое мнение выразил представитель министерства земледелия и колонизации А.М. Ярош. Он отметил неопределенность «природы политического устройства киргизского народа и сущности государственно-правовых отношений его к российской государственности и автономной Сибири», что может вызвать в будущем обострение отношений. Ситуация требовала принятия хотя бы временных законодательных норм вместо утративших силу законов о положении края в Российской империи.

Стоит отметить, что проект соглашения, предложенный лидерами Алаш-Орды, так и не обрел юридическую силу.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?