Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ДУХОВЕНСТВО КАК ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИИ

1871
ДУХОВЕНСТВО КАК ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИИ  - e-history.kz
Обычно, когда мы говорим об эпохе политических репрессий, в первую очередь на ум приходят представители интеллигенции и общественные деятели

Но в те годы преследованиям и гонениям подверглись и представители духовенства. Об этом свидетельствуют архивные документы

Марксизм, как известно, к религии относился резко отрицательно, подчеркивал, что религия, является «опиумом» для народа. В.И. Ленин усилил такую оценку религии и называл ее «родом духовной сивухи», «труположеством». Религиозная идеология являлась единственно легально существующей «ненаучной идеологией», так как в Конституциях СССР 1918, 1936 и 1975 гг. всегда была статья о свободе совести. Но, несмотря на провозглашенную свободу совести, советское государство предпринимало жесткие карательные меры с целью уничтожения религиозных организаций, церквей и мечетей.

Первые послереволюционные годы характеризовались жесточайшими преследованиями Русской Православной Церкви (РПЦ). Изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим было использовано Советской властью для максимального ослабления позиций церкви в государстве. Не случайно в секретном письме В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 10 марта 1922 г. В.И. Ленин писал: «...изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

И такая жесткая репрессивная политика была проведена государством. Об этом говорят следующие факты: по сведениям Председателя комиссии Государственной Думы РФ по делам реабилитации жертв политических репрессии А. Яковлева, было убито 200 тысяч духовных лиц, а преследованиям подверглось около полумиллиона священников, монахов и монахинь. К этому также необходимо добавить и преследование многих миллионов верующих, ущемление их гражданских прав, уничтожение десятков тысяч мечетей, церквей, костелов, молитвенных домов и т.д. При этом, как пишет Л. Алексеева: «Из восьми тысяч человек, зачисленных в мартиролог РПЦ за советский период за мученичество, лишь незначительную часть составляют оказавшие активное сопротивление разрушению церкви и ее поруганию; большинство приняли мученичество безропотно».

Начавшаяся в 20-х годах ХХ века преследования и расстрелы представителей духовенства и верующих привели к тому что в 30-х годах в Казахстане остались единицы действующих церквей РПЦ.

Аналогичная политика проводилась и в отношении исламской религии. Так, если, например, в 1911 году в Уральской области действовало 59 мечетей, в Семиреченской – 288; там служило соответственно 50 и 189 мулл, то в конце 30-х годов ни мечетей, ни мулл уже не было.

Точно так же были уничтожены римско-католические церкви, молитвенные дома лютеран, меннонитов, евангельских христиан-баптистов. Само обладание Кораном или Библией уже рассматривалось как преступление против Советской власти. Легально проведение богослужений было невозможно, а участие «в подпольных» автоматически вызывало жесткие репрессии. Депортированные в Казахстан верующие из Азербайджана и Таджикистана тоже не могли легально вести религиозную жизнь. В 1943 году советский режим был вынужден легализовать религиозные объединения на всей территории СССР, так как нуждался в поддержке всего народа в Великой Отечественной войне. Легализация была частичной, она коснулась в крайне ограниченных масштабах ислама, православия, баптизма.

Даже после войны в СССР репрессии и гонения священнослужителей, запрет на религиозные обычаи продолжались. По данным Л. Алексеевой: «В 1960-1964 гг. более половины недавно открытых храмов вновь были закрыты, как и большинство семинарий и монастырей. Из 30 тысяч православных священников, имевших приходы в 1959 г., к 1962 году сохранили их только 15,5 тысяч. К 1975 году в СССР действовали лишь 7500 православных церквей».

Начиная с 50-х годов происходит медленная легализация лютеранских объединений. Первая лютеранская община на территории СССР была зарегистрирована в 1956 году в Целинограде. Однако, уже в 1957 году она была снята с регистрации и затем вновь зарегистрирована в этом же году, но с большими ограничениями. В частности, местные власти потребовали повесить на здании молельного дома объявление «До 18 лет вход запрещен». Только в 1967 году была начата регистрация меннонитских общин. В 1958-1959 гг. были предприняты первые попытки официально зарегистрировать приход Римско-католической церкви в Целинограде. Верующие купили дом, собрали необходимые документы. Однако инициатор был ложно обвинен в даче взятки и арестован, дом конфискован. Лишь в 1979 году община смогла зарегистрироваться, купить дом и переоборудовать его под храм.

Репрессии против духовенства и рядовых верующих практически были окончены лишь в 1989 году.

Архивный документ принадлежит Государственному архиву Карагандинской области.

Материал подготовлен на основе статьи Я.В. Трофимова

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?