Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Куда бы ни пошел - везде могила Коркута

1914
Куда бы ни пошел - везде могила Коркута  - e-history.kz
Устное народное творчество нашего народа сохранило и донесло до сегодняшних дней немало легенд и предании, где имеют место события и люди, которые остались на страницах истории

Одна из таких легенд – легенда о том, как Коркут бежал от смерти. Мысли вслух об этой легенде Когда мы слышим имя Коркут Ата, наряду с кобызом, невольно вспоминаем и легенду о том, как он убегал от смерти. А.Маргулан писал: «Коркут был выходцем из среды огуз-кыпчакских племен, обитавших в давние исторические времена в сырдарьинских краях, мудрым советником и наставником народа, непревзойденным акыном (узаном), человеком, наделенным даром ясновидения. Сказания о нем имеются у многих тюркоязычных народов Азии. Но поскольку казахский народ является историческим наследником древних огуз-кыпчакских племен, их прямым потомком, исторические эпосы, мифы и легенды, песни и мелодии о Коркуте наиболее часто встречаются у казахов, а также у туркмен».

В народе сохранилось множество разных легенд о Коркыте, в одних легендах он предстает как человек искусства, основоположник, родоначальник кюя, а в других описывается как человек бежавший от смерти, и искавший вечную жизнь. Его философские произведения сохранились по сей день. Коркыт ата также известен как человек особого ума, как мудрец решающий важные проблемы народа.

После себя он оставил эпические сказания о человеческих ценностях, о жизни, о поведении человека, о судьбе, о будущем. Вот что пишет Алишер Навои о Коркут ата: «Среди тюркского народа нет более прославленного, великого человека чем Коркут ата. Никто не может сравниться с его славой. Он был мудрецом предвидящим будущее на многие года вперед, его изречения живут и поныне».

Мудрые слова, изречения оставленные Коркыт ата: «Ат тұяқты келеді, ақын тілді келеді», «Пока смерть не придет, человек не умрет, а умерший не воскреснет» («ажал келмей кісі өлмес, өлген адам тірілмес»), «Душа, покинувшее тело назад не прилетит» («Шыққан жан қайтып кірмес»), «типчак не может сравниться с высотой» («Бетеге биікке теңесе алмас»), «Не отступит враг, пока не коснется кинжал» («Қанжар тимей жау қайтпас») , «Сколько не надевай узду на осла, не стать ему конем» («Есекке қанша жүген салғанмен, ат болмас»), «Қар қанша қалың жауғанмен, көктемнен қалмас», «Бақ қанша гүлдегенмен, күзден қалмас», «Старая железка не станет шилом, старый враг не станет другом» («Ескі темір біз болмас, ескі дұшпан дос болмас»), «Лучше развалиться дому, в который не ходят гости» («Адам кірмес қара үйдің құлағаны артық») и т.д. Коркыт объездил весь мир в поисках вечной жизни. Из этого видно стремление человека найти решение проблемы вечной жизни, избежать и победить смерть. Но, как известно никому не суждено избежать смерти, там, где есть жизнь, есть и смерть.

Здесь, через легендарный образ Коркута Ата говорится, что каждый человек приходит в этот мир и уходит в строго отведенное время, изведав то, что предначертано судьбой. Имя Коркыта тесно связана еще и шаманскими легендами. Коркыт обладал даром пророчества, шаманства, Коркут, который хотел избавить человечество от смерти, помогал людям появиться на свет. Доказательством этого служат героические эпосы огузов.

Потому что, сам факт его рождения является мифическим. Он был покровителем шаманов. Исследователи наследия Коркут Ата, в своих материалах пишут: «... из дошедших до нас сведений нам известно, что Коркут, убегая от смерти на своем желмая объездив весь свет возвращается на свою родину – Сырдарья. В том, что куда бы не шел Коркут, всюду встречается вырытая могила, кроется философская идея – о необходимости «помнить о неизбежности смерти», «думать о существовании того света». И возможно, он чувствуя смерть, увидев роющиеся могилы, думал «Куда не пойду – везде могила Коркута».

В исламе существует принцип «Помни о смерти», цель которого – обновление покаяния (тәубе), появление удовлетворения собственным положением. В истории встречаются и такие, которые чувствуя приближение смерти, обращались к Всевышнему, рыли себе могилу и переночевали в нем. Наследие Коркута является наследием народа. Человеку необходимо помнить, что кроме наслаждений в жизни есть и смерть, и что она не смотрит на возраст, может прийти внезапно. Человек сегодня есть, а завтра его нет.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?