Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

МУСТАФА ШОКАЙ: К ОЦЕНКЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

2179
МУСТАФА ШОКАЙ: К ОЦЕНКЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ - e-history.kz
В последнее время вновь оживилась дискуссия о личности казахского политэмигранта Мустафы Шокая. Их главный аргумент сводится к тому, что он якобы был предателем, а также создал «Туркестанский легион»

Но факты совершенно не подтверждают подобные утверждения.

Биография Мустафы Шокая такова. Он родился на территории современной Кызылординской области, учился в мужской гимназии в Ташкенте, затем в 1914 году окончил Петербургский университет.

Активно занимался политикой и в 1917 году стал одним из лидеров Туркестанской (Кокандской) автономии, принимал участие в организации работы Государственной Думы. Мустафа Шокай рано распознал сущность большевизма и был на стороне демократических сил. В 1918 году он выехал в Уфу на собрание КомУЧа, но ввиду разгона КомУЧа был вынужден эмигрировать за рубеж. В 1919 году через Грузию эмигрировал на территорию Турции, а затем переехал во Францию. Дружил с видными политическими деятелями как Виктор Чернов, Вадим Чайкин, Василий Шульгин и т.д.

Памятник Мустафе Шокаю, установлен недалеко от Парижа

Был женат на Марии Гориной.

Обвинения в предательстве в адрес М.Шокая совершенно беспочвенны. Он не присягал Советской власти и не был гражданином СССР.

Он не был членом партии большевиков и не был даже членом Российской социал-демократической партии. Своих убеждений не менял.

В предвоенные годы он прогнозировал, что вполне возможна война между Германией и СССР.

В начале Великой Отечественной войны, Мустафа Шокай посещал германские лагеря и пытался облегчить участь военнопленных, в том числе туркестанцев. Он обращался к германским руководителям с просьбой отнестись гуманно к судьбе несчастных пленных.

В декабре 1941 года он погиб из-за отравления. До сих пор не понятно, то ли это дело НКВД (департамент П.Судоплатова-Берзиня) или же немецкого гестапо.

«Туркестанский легион» был создан значительно позже смерти М. Шокая, в 1942 году и этот процесс занял длительное время. Следует сказать, что не все члены «Туркестанского легиона» служили немецкому вермахту. Многие члены легиона добровольно переходили на сторону Красной Армии.

В то же время, например, генерал Андрей Власов был гражданином СССР, учился в советских учебных заведениях. Генерал А. Власов принял военную присягу, командовал дивизией, а затем 2-ой ударной армией.

Поэтому, в отличие от М. Шокая – генерал Андрей Власов действительно был предателем, так как нарушил военную присягу.

Генерал Антон Иванович Деникин и адмирал Александр Васильевич Колчак были не только командующими в белом движении; они также в годы Гражданской войны были инициаторами повальных репрессий и уничтожения народов, в том числе русских крестьян. Сегодня в России и А.И. Деникин, и адмирал А.В. Колчак реабилитированы. В отличие от генералов А.И. Деникина, А.А. Власова, адмирала А.В. Колчака - Мустафа Шокай был сугубо гражданским лицом, он не держал в руках оружие. Единственным оружием М.Шокая было перо. Его книги, статьи, комментарии были исправлены против политики по правам человека. До самого конца защищал ценности демократии. М.Шокай кроме казахского, русского и узбекского языков владел многими европейскими языками. Он был политэмигрантом, публицистом, аналитиком и погиб в дали от Родины.

Его жена Мария Горина хранила до самого конца верность мужу. Она умерла в 1969 году так и не дождавшись реабилитации мужа. Мадам М.Горина похоронена на православном кладбище во Франции,

Поэтому не зная настоящих фактов нельзя огульно обвинять человека. Граждане современного Казахстана совершенно объективно оценили деятельность Мустафы Шокаева. Ему в ряде мест, в г. Кызылорде были поставлены памятники, его именем названы улицы. Его имя введено в учебники истории. Его именем в Казахстане называют детей.

Буркутбай Аяган, директор Института истории государства, д.и.н., профессор

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?