Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История Ассамблеи – это истории независимости

3178
История Ассамблеи – это истории независимости  - e-history.kz
Одним из ярких событий первых лет независимости явилось создание 1 марта 1995 года нового института межэтнических отношений – Ассамблеи народа Казахстана

Ассамблея народа Казахстана, которая с самого начала объединяла все национально-культурные центры и всех представителей этнических общностей, населяющих страну. Она носит высокий статус консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. Рождение этого органа с одобрением было встречено в народе и в среде этнических меньшинств. С началом деятельности Ассамблеи, многочисленные национально-культурных центры этнически меньшинств республики впервые получили реальную возможность возрождения своего языка, своих традиций, и все это при государственной поддержке.

24 марта 1995 года Глава государства Н. Назарбаев принял участие в открытии первой сессии Ассамблеи народов Казахстана. Ассамблея народа Казахстана стала институциональным координатором межэтнических отношений в поликультурном казахстанском обществе. Она способствует укреплению суверенитета государства, интеграции в мировое сообщество, укреплению имиджа государства на международной арене.

Ассамблея успешно справилась с трудностями первых лет независимости и внесла заметный вклад в созидание нового общества, стала реальным институтом консолидации полиэтничного народа Казахстана. Сама жизнь подтвердила жизнеспособность идеи создания этого органа.

Участники Ассамблеи народа Казахстана

Высшим органом Ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством Президента страны. Все ее решения являются обязательными для рассмотрения как государственными органами, так и институтами гражданского общества. На сессиях Ассамблеи обсуждались важные вопросы, связанные с дальнейшим экономическим и политическим реформированием казахстанского общества. Сессия Ассамблеи являлась важным, значимым мероприятием для казахстанцев. В рамках ее заседаний затрагиваются первостепенные вопросы государственного строительства, такие как сплоченность и единство казахстанского народа, укрепление общественной стабильности и согласия.

Первая учредительная, сессия (март 1995 года) – «За мир и согласие в нашем общем доме».

Вторая (июнь 1995 года) – «Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование общества».

Третья (апрель 1996 года) – «Общественное согласие – основа демократического развития Казахстана».

Четвертая (июнь 1997 года) - «Историческая память, национальное согласие и демократические реформы – гражданский выбор народа Казахстана».

Пятая (январь 1998 года) - «Национальное согласие – основа стабильности и развития Казахстана».

Шестая (декабрь 1999 года) – «В дружбе и согласии – в ХХI век».

Седьмая (декабрь 2000 года) – «Духовное культурное развитие народа – основа укрепления государственной независимости Казахстана».

Восьмая (октябрь 2001 года) – «Десять лет независимости: мир, прогресс и согласие».

Девятая (ноябрь 2002 года) – «Стратегия развития Ассамблеи народов Казахстана: национальное согласие, безопасность и гражданский мир».

Десятая (декабрь 2003 года.) – «Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы».

Одиннадцатая (22 ноября 2005 года) – «Десять лет мира, межнационального согласия и созидания».

Двенадцатая (24 октября 2006 года) – «Межэтническое и межконфессиональное согласие – главное условие динамичного развития Казахстана и вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира».

Тринадцатая (20 августа 2007 года) – «1. Выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана. 2. Первоочередные и перспективные задачи Ассамблеи народа Казахстана в условиях ее нового конституционного статуса».

Четырнадцатая (23 октября 2008 года) – «1. Выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемого Ассамблеей народа Казахстана вместо выбывшего. 2. Сила страны в единстве народа».

Пятнадцатая (26 октября 2009 года) – «Национальное единство – наш стратегический выбор».

Шестнадцатая (20 октября 2010 года) – «Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность».

Семнадцатая (18 апреля 2011 года) - «Независимый Казахстан: 20 лет мира, согласия и созидания»

Восемнадцатая (16 января 2012 года) - «Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана».

Девятнадцатая (27 апреля 2012 года) - «Казахстанский путь: стабильность, единство, модернизация»

Двадцатая сессия (24 апреля 2013 года) - «Стратегия «Казахстан-2050»: один народ, одна страна, одна судьба».

Двадцать первая сессия (18 апреля 2014 года) - «Стратегия «Казахстан-2050»: культура мира, духовности и согласия».

Двадцать вторая сессия (23 апреля 2015 года) - «Мәңгілік Ел: одна страна, одна судьба».

Двадцать третья сессия (21 марта 2016 года) по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана.

Двадцать четвертая сессия (26 апреля 2016 года) - «Независимость. Согласие. Нация единого будущего».

Двадцать пятая сессия (26 апреля 2017 года) - «Стабильность, единство, согласие – основа модернизации».

Ассамблея народа Казахстана была инициатором проведения референдумов по продлению полномочий Главы государства и принятию новой Конституции. Она активно участвовала в подготовке законопроектов: «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в Республике Казахстан» и других.

История современного Казахстана показывает, что Ассамблея народа Казахстана стала уникальным инструментом реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан. Ассамблея народа Казахстана позволяет целенаправленно создавать широкий коридор возможностей для гармоничного сохранения этносами своей национальной формы в рамках единой социокультурной системы, на базе единой гражданской позиции.

26 апреля 2002 года была принята Стратегия Ассамблеи народа Казахстана.

Указом Президента страны «Об укреплении института Ассамблеи народов Казахстана» от 23 апреля 2005 года было предусмотрено создание исследовательского центра по проблемам межэтнических отношений. Изучение языкового, миграционного, религиозного и других факторов показывает, что для качественного и глубокого прогнозирования ситуации в сфере межэтнического взаимодействия необходимо создание надежной базы данных и постоянный мониторинг происходящих процессов. 

 

 

Делегаты Ассамблеи народа Казахстана. Астана, 22 ноября 2005 г. 

20 октября 2008 года был принят Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана». Закон определил статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи народа Казахстана, направленных на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Со времени своего создания Ассамблея народа Казахстана, как уникальный общественный институт, эволюционировала до конституционного органа. Постепенно Ассамблея освоила законотворческую деятельность: согласно конституционным изменениям, девять депутатов от Ассамблеи активно работают в Мажилисе Парламента Республики Казахстан и представляют депутатскую группу «Жаңа Қазақстан».

В высшем законодательном органе страны депутаты от Ассамблеи и партии «Нур Отан» совместно и плодотворно работали над рассмотрением законопроекта «Об Ассамблее народа Казахстана».

20 октября 2008 года был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» и закрепил правовые основы Ассамблеи народа Казахстана.

ОБ АССАМБЛЕЕ НАРОДА КАЗАХСТАНА

Статья 3. Цель Ассамблеи

Целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.

Статья 4. Основные задачи Ассамблеи

Основными задачами Ассамблеи являются:

1) обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе;

2) укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества;

3) оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина;

4) формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы;

5) обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для достижения цели и задач Ассамблеи;

6) возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.

Статья 6. Основные направления деятельности Ассамблеи

Основными направлениями деятельности Ассамблеи являются:

1) содействие в разработке и реализации государственной национальной политики;

2) содействие формированию казахстанского патриотизма;

3) развитие государственного языка и других языков народа Казахстана;

4) совершенствование региональной политики в межэтнической сфере;

5) участие в разработке и реализации планов и мероприятий в области демографии и миграции;

6) пропаганда казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в стране и за рубежом;

7) осуществление просветительской и издательской деятельности, направленной на достижение межэтнического согласия;

8) осуществление мониторинга состояния межэтнических отношений, в том числе в области применения государственного языка и других языков народа Казахстана;

9) участие в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам государственной национальной политики.

Из Закона Республики Казахстан № 70-IV Астана, Акорда, 20 октября 2008 г. 

 

На XV сессии был обнародован проект Доктрины Национального Единства. Значение таких документов, воплощающих в себе основные задачи по продвижению в обществе идей толерантности, взаимоуважения людей разных культур, языков, этнической и религиозной принадлежности, важно и актуально. После широкого обсуждения в казахстанском обществе проект Доктрины Национального Единства был принят.

ДОКТРИНА НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА КАЗАХСТАНА

Доктрина Национального Единства - основа для осознания народом необходимости сплотиться перед вызовом времени. Ее необходимость рождена самой жизнью, она вытекает из логики истории, из нашей общей судьбы. Потому что без единства - нет Нации. Без Нации - нет государства. Без государства - нет будущего.

Исходя из этого, провозглашаются следующие принципы Национального Единства Казахстана.

I. «ОДНА СТРАНА - ОДНА СУДЬБА»

Первым основным принципом, на котором основывается национальное единство, является осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины - Республики Казахстан. Наша великая цель - независимо от своего этнического происхождения - сплотиться и стать Великой Нацией, бережно сохранив и передав нашим потомкам самое дорогое, что у нас есть - суверенный и независимый Казахстан. Во имя этого мы должны преодолеть все предрассудки и надуманные барьеры, которые до сих пор мешают нашему единству.

II. «РАЗНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Вторым основным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения. Никто из нас не имеет изначальных преимуществ друг перед другом - этот принцип ложится прочным фундаментом под здание нашего единства. Он провозглашен в Конституции Республики Казахстан.

III. «РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА»

Третьим основным принципом национального единства является укрепление и развитие Духа Нации, как объединяющего и укрепляющего начала. Духовное начало - это сила, которая сплачивает Нацию в единое целое. Чем сильнее дух народа, тем выше перспективы его государственности. Это - главный двигатель истории и нашей судьбы. Именно Дух Нации определяет неповторимость облика любой страны, задает направление и дает импульс к развитию. Для подъема нашего Национального Духа главными приоритетами должны стать: дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы.

 

20 октября 2010 года XVI сессия Ассамблеи народа Казахстана прошла под знаком Саммита ОБСЕ в Астане. Эта сессия проходила под девизом председательства в ОБСЕ: «Доверие, традиции, транспарентность и толерантность». Этот главный девиз есть признание мировой общественностью казахстанского опыта в сфере обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия.

18 апреля 2011 года в Астане состоялась XVII сессия Ассамблеи. В выступлении председателя Ассамблеи народа Казахстана одним из приоритетных направлений было определено содействие овладению представителями всех этносов казахским языком. Была поставлена цель к 2017 году довести до 80 % число казахстанцев, владеющих государственным языком, к 2020 году - не менее 95%, к 2021 году - 100 % выпускников школ должны уметь говорить на казахском языке. Знание всеми гражданами казахского языка – это не просто какой-то лозунг, это значит, он будет знать историю нашей страны, историю казахского народа от древности до сегодняшнего дня, культуру, традиции народа.

26 апреля 2017 года в Астане состоялась XХV сессия Ассамблеи народа Казахстана

 

Несмотря на позитивные моменты в сфере межэтнических отношений, следует учитывать, что достигнутое равновесие во взаимоотношениях с представителями этносов не является «застывшим» явлением. В них постоянно происходят изменения. Опыт свидетельствует, что, несмотря на приверженность большинства казахстанцев идее межкультурного и межэтнического взаимодействия, внутриполитической стабильности, интеграции и согласия, что в любом обществе действуют деструктивные силы и тенденции, способные нарушить хрупкость фундаментальных жизненных ценностей. Основания для потенциального этнического конфликта содержатся в социально-политической амбивалентности, маргинализации населения, соперничестве двух ценностных ориентаций – традиционалистской и западной, ослабления позиций образования и воспитания.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?