Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Акын-Тарази» - «поэт Тарас»

3620
«Акын-Тарази» - «поэт Тарас» - e-history.kz
Если Абай является непревзойденным великим поэтом Казахской степи, то в Украине нет ярче личности, чем Тарас Шевченко. Он один из объединяющих духовных скреп для украинского и казахского народов

Тарас Шевченко оставил заметный след не только в украинской культуре, но и в казахской. Он был талантливым поэтом, прозаиком, художником, выдающимся мыслителем. На казахской земле он провел 10 лет, находясь в ссылке по царскому указу. Эти годы были наиболее трудными в его биографии, но в то же время и очень плодотворными. Он смог не только реализоваться как творческая личность, а также ярко запечатлел и воспел жизнь казахов.

Тарас Григорьевич Шевченко родился в 1814 году в с. Моринцы Киевской губернии (ныне Черкасская область, Украина), в многодетной семье простого крестьянина Григория Шевченко. По семейным преданиям предки его были вольными людьми – казаками, служили в Запорожском войске.

Семья его жила бедно. В 9-летнем возрасте он остался без матери, а через два года умер и отец. Тарасу пришлось прислуживать у богатых людей. Будучи очень способным, он вскоре научился грамоте.

Работая у помещика Энгельгардта, юный Тарас в свободные минуты увлекался рисованием, пробовал копировать картины великих мастеров живописи. В 15-летнем возрасте Тарас выехал вместе со своим помещиком в г. Вильно (ныне г. Вильнюс, сто¬лица Литвы), где пробыл два года и старался посещать лекции по искусству рисования.

Вскоре Энгельгардт переехал в Петербург и взял с собой Тараса Шевченко. Понимая, как выгодно иметь придворного художника, он отдал его «в науку» мастеру живописи Василию Ширяеву.

В Петербурге Тарас начал писать стихи, встречался с демократически настроенными и влиятельными деятелями культуры. Они, разглядев в молодом Шевченко редкий талант, выкупили его из крепостной неволи.

С 1838 по 1845 год Т.Шевченко учился в Петербургской Академии художеств, проявив незаурядные способности в живописи. Его учителем был один из крупнейших русских живописцев Карл Брюллов. В годы учебы Шевченко много читал, увлекался историей и философией, формировался как поэт.

Он много путешествовал по Украине, собирал фольклорный и этнографический материал, зарисовывал исторические и архитектурные памятники, занимался поэзией.

В 1846 году вступил в Кирилло-Мефодиевское братство – тайную политическую организацию. Весной следующего года в руки полиции попал сборник стихов поэта «Три лета», в которых остро обличался антинародный государственный строй Российской империи. Его арестовали в Киеве и под конвоем отправили в Петербург. Он был обвинен в попытке возрождения власти украинских гетманов и создании отдельного украинского государства.

Летом 1847 года Тарас Шевченко в 33-летнем возрасте по царскому указу Николая I был сослан в Казахстан в отдельный Оренбургский корпус рядовым солдатом «под строжайшее наблюдение начальства, с запрещением писать и рисовать».

Солдатскую службу он проходил в Орской крепости (ныне г. Орск, Россия). Находясь на тяжелой воинской службе первые полтора года, Т.Шевченко продолжал украдкой писать стихи и рисовать. В творчестве поэта и художника почти с первых месяцев ссылки находит отражение окружающая действительность – природа края и быт казахов, кочевья которых располагались вблизи крепости. Наблюдая за жизнью казахского народа, Тарас Григорьевич в письмах к друзьям выражал свое страстное желание воспроизвести ее в рисунках. Он делал зарисовки, изучал казахские легенды и песни, самостоятельно освоил язык степняков.

В 1848-1849 годах Тарас Шевченко принял участие в экспедиции по изучению Аральского моря под командованием капитан-лейтенанта А.Бутакова. Ему было поручено зарисовывать виды Аральского побережья и местное население.

По возвращении из экспедиции Т.Шевченко обязан был вернуться к месту солдатской службы. Благодаря ходатайству А.Бутакова, некоторое время жил в Оренбурге, приводил в порядок зарисовки, сделанные во время экспедиции.

Однако по доносу одного из сослуживцев он вновь был арестован весной 1850 году, несколько месяцев содержался под стражей, а потом был отправлен для продолжения службы в самый отдаленный гарнизон – Новопетровское укрепление (ныне г. Форт-Шевченко, Казахстан, на полуострове Мангыстау).

Именно здесь до августа 1857 году продолжалась тяжелая солдатская служба украинского поэта и художника.

Казахстанская ссылка стала для Тараса Григорьевича не только временем тяжелых лишений, но и периодом духовного роста, творческих свершений.

Десятилетняя ссылка подорвала здоровье, надломила физически, но не поколебала духовно великого поэта, не погасила огонь его мятежной души, не укротила поэтическую музу, не обескрылила его как борца. Он гордо заявлял: «Караюсь, мучаюсь, но не каюсь!»

Ссыльный поэт и художник Тарас Шевченко трепетно относился к культуре Казахстана. Испытываемые им чувства и впечатления он отразил в своих произведениях.

Прозаическое наследие великого Кобзаря во время ссылки составило около двух десятков повестей. До нас дошли только некоторые из них: «Княгиня», «Музыкант», «Художник» и др. В повести «Близнецы» он реалистически изобразил жизнь местных казахов.

Поскольку повести Т.Шевченко имели ярко выраженную антикрепостническую направленность, при его жизни они так и не были напечатаны.

Все свои произведения поэт тайком записывал в маленькие самодельные тетрадки и прятал их в голенище сапога. В них вошло около 120-ти произведений. Это автобиографические, философские и исторические стихотворения, лирика с образами украинской и казахской природы.

В произведениях он осуждал крепостничество, своеволие помещиков и российскую военщину, выражал сочувствие обездоленным казахам.

Между Тарасом и местными жителями установились теплые и сердечные взаимоотношения. Об одной из встреч поэта и художника с казахами один из современников писал:

«Казахи гостили у Тараса несколько дней. Принимая гостей, он делился с ними всем своим добром».

Несмотря на то, что Тарасу Шевченко было запрещено писать и рисовать, он продолжал делать это тайно. Из всего изобразительного наследия периода ссылки, насчитывающего около 450-ти работ, почти 350 – посвящены жизни и быту казахского народа, природе Казахстана.

Тяжелой жизни казахской бедноты Т.Шевченко посвятил большинство своих картин и зарисовок. В своих письмах он отмечал: «киргизы так живописны, ... когда смотрю на них». Самая, пожалуй, знаменитая его картина – «Казашка Катя». Тип женщины-казашки он рисовал именно с Кати, работавшей в семье коменданта Новопетровского укрепления.

Одной из самых ярких работ того времени стала картина «Пожар в степи». Широко известны и другие его произведения: «Байгуши», «Казашка», «Пастух», «Казах на коне», «Над степью», «Буран», «Байгуши под окном (Державный кулак)», «Казах в юрте» и многие другие. В них реалистично представлена жизнь степняков.

В 1857 году благодаря ходатайству влиятельных людей России и Украины Тараса Шевченко освободили от дальнейшей ссылки и разрешили вернуться в Петербург. В сентябре 1860 года Петербургская Академия художеств удостоила Т. Шевченко звания академика гравюры.

Зимой 1860-1861 года здоровье Т.Г. Шевченко, подорванное ссылкой, резко ухудшилось. В 1861 году он умер.

В Казахстане чтят имя великого поэта и художника Тараса Шевченко, считая его сыном двух народов, внесшим огромный вклад в культурное наследие не только украинского, но и казахского народов.

Местное население уважало Тараса Григорьевича. У него было много друзей среди казахов, называвших его «акын-Тарази» («поэт Тарас»). Он часто ходил в гости в аул возле крепости, где слушал песни и легенды. Общаясь с местным казахским населением, Т.Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов.

Его творчество стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины.

Признательной любовью ответил казахский народ великому Кобзарю за это теплое, сердечное участие в его судьбе. В народе слагались предания о добром, правдивом, как «таразы — весы», справедливом акыне Таразы, о «добром русском человеке, который заступался за народ, за что царь отдал в солдаты». Бережно сохранили жители Мангышлака дерево, которое посадил и вырастил Т.Г. Шевченко из прута вербы в память о забитом тем прутом солдате. Так выросло на крови солдатской да на его обильных слезах дерево в Закаспийской земле. Теперь здесь разросся сад-музей.

Новопетровское укрепление, где Т.Г. Шевченко провел в солдатчине 7 лет, было переименовано в Форт Шевченко. Здесь открыт мемориальный музей; имя Шевченко присвоено республиканской государственной галерее, лучшим улицам городов, колхозам, совхозам, учебным заведениям Казахстана; на казахском языке издаются его бессмертные произведения, о нем поют песни акыны, пишут стихи поэты. Казахский народ вместе с той «великой, вольной и новой семьей» братских народов, которую предвидел поэт в «Завещании», всегда будет помнить Т.Г. Шевченко с чувством глубочайшей любви и признательности.

Имя Тараса Шевченко навсегда останется в памяти казахского народа. Кроме города Форт-Шевченко, имя великого Кобзаря носят улицы многих городов Казахстана, в том числе и в Астане, Алматы, Актау и других.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?