Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

#Алаш100: АСЫЛБЕК СЕИТОВ

1610
#Алаш100: АСЫЛБЕК СЕИТОВ - e-history.kz
Портал «National Digital History» начинает публикацию о выдающихся лидерах партии «Алаш»

Сеитовы в истории национально–освободительного движения

В истории казахского народа много примеров, когда целые семьи служили своему народу: к примеру, братья Коныратбаевы из Сырдарьинского края, Сатпаевы из Баянаула, Дулатовы из тургайского края и многие другие. Не являются исключением и братья Сеитовы. Они были известны своей образованностью и горячим желанием принести пользу своему народу. Три брата Сеитовых были членами партии «Алаш», что было очень большой редкостью для северных регионов. Два брата Сеитовых получили медицинское образование, один - экономическое. Мусылманбек был экономистом, младший из Сеитовых Муратбек снискал уважение в степи как искусный хирург, пользовавшийся заслуженным авторитетом среди своих современников. Он был арестован в городе Степняке в 1937 году и расстрелян за причастность к алашскому движению. Сталинская система, использовав их в самые трудные годы строительства советской власти, по мере усиления тоталитарного режима сочла нужным побыстрее избавиться от них.

Имя медика Асылбека Сеитова стоит особняком. Выпускник Томского университета, он имеет самое прямое отношение к Астане (Акмолинску): в 1916 году Асылбек вместе с С. Сейфуллиным участвовал в сельскохозяйственной переписи Акмолинского уезда. Их работа в уезде совпала с началом мощного национально-освободительного движения. Он же принимал участие в строительстве алашской ячейки в городе.

Происхождение Асылбека Сеитова, годы учебы и становления

Асылбек Жуманович Сеитов родился 22 января 1894 года в городе Омске в семье переводчика канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири. Его предки были выходцами из Баянаульского края. Жуман был из обычной кочевой семьи баянаульских казахов, получивший неплохое по тем временам образование в Омском церковно-приходском училище, которую он закончил с отличием. За особые природные данные, даровитый юноша был рекомендован для продолжения учебы в Омскую школу переводчиков-толмачей. И благодаря блестящим способностям и редкому каллиграфическому почерку его приняли на работу в канцелярию Степного генерал-губернатора. Есть достоверные факты, что он был прекрасным наездником и на конных скачках, проводимых в Омске, занимал призовые места.

Сеитовы находились в близком родстве с именитыми семьями Шормановых, Валихановых и Айтпеновых. Мать Сеитовых - Кадиша приходилось родной сестрой Мукану Айтпенову, одного из основателей партии «Уш жуз» в городе Омске. Кадиша Сеитова (Айтпенова) после смерти своего мужа осталась вдовой в возрасте 26 лет с шестью детьми на руках: дочь Жамал, а также сыновья – Мусылманбек, Султанбек, Асылбек, Омарбек и Муратбек. В добрую память и в знак глубокого уважения к своему помощнику Степной Генерал-губернатор подарил вдове один из своих частных домов. Кадиша была очень образованной женщиной: в свое время закончила Омскую женскую гимназию. Эта мудрая женщина, движимая добрыми помыслами, по-своему совершила подвиг: этот дом она отдала под пансион для проживания учащейся казахской молодежи, прибывавшей на учебу из разных уголков Казахстана. Сама же с детьми ютилась во флигеле – в небольшой пристройке к дому. На небольшое пособие вдовы она смогла выучить сыновей, дать им прекрасное образование.

Одним из самых одаренных и талантливых детей Сеитовых был Асылбек. По тем временам он получил редкое, в особенности для казахов, трехступенчатое образование: в начале как и отец обучался в церковно-приходской школе, затем – в престижном учебном заведении западно-сибирского региона - Омской классической мужской гимназии. Благодаря своим незаурядным способностям в 1911 году ему удалось поступить в один из самых старейших вузов азиатской части России - медицинский факультет Томского университета. Известно, что данное учебное заведение, берущее начало в 1880 году, находилось под особым непосредственным патронажем правящей семьи Романовых. Асылбек прекрасно играл на домре, мандолине и казахcкой домбре. Разбирался в нотах, хорошо рисовал. Знал язык эсперанто. Был заядлым охотником: при обыске у него были изъяты: «охотничье ружье фирмы Заур, малокалиберная винтовка с патронами».

Женитьба Асылбека Сеитова на Нафие Шормановой

В 1917 году Асылбек женился на красавице Нафие, 1901 года рождения, которая приходилась единственной дочерью Садуакаса Шорманова, а также - внучкой Мусе Шорманову, полковнику царской армии. А родная сестра Мусы Шорманова Зейнеп приходилась матерью Шокана Уалиханова.

У Шорманова Садуакаса было три жены: первая жена Нурида вышла за Садуакаса, сбежав со своей свадьбы. Скончалась 31 марта 1894 года вскоре после смерти своего единственного сына. Вторая жена - Зейнеп Айтбакина, но от нее не было детей. Поэтому с ее согласия Садуакас женился на вдове по имени Бадгыл Жамал (или Сахип Жамал) с двумя детьми. От их совместного брака в 1901 году родилась единственная дочь – Нафия. Она закончила женскую гимназию в Омске. Садуакас Шорманов часто бывал в доме Сеитовых и ему приглянулся спокойный, уровновешанный и образованный Асылбек. Поэтому именно по инициативе Садуакаса Шорманова Нафия в возрасте 16 лет вышла замуж за Асылбека. Молодые с первой встречи полюбили друг друга. Асылбек в это время работал уездным врачем в Омске.

Идейные взгляды Асылбека и приход его в партию Алаш

Идейные поиски Сеита привели его в партию «Алаш», где он был не рядовым членом, а активным участником, а в решающий 1917 год – секретарем съезда.

Он прекрасно владел иностранными языками. Много печатался в газетах и журналах. Активно призывал соотечественников создавать фонды помощи нуждающимся учащимся и студентам. В 1916 году, как и целая группа грамотной казахской интеллигенции, был активным участником сельскохозяйственной переписи населения Степного края.

К 1917 году Акмолинск стал одним из центром политической жизни Степного края. Сюда тянулась образованная часть казахской интеллигенции. К примеру, в августе состоялся уездный съезд казахов, куда Асылбек был избран делегатом. Представители национальной интеллигенции обсуждали вопрос, связанный с созданием национальной партии «Алаш». В декабре 1917 года А.Сеитов был делегатом Всекиргизского (всеказахского) съезда, который проходил в г. Оренбурге, где он был избран в секретариат. В 1918 году Асылбек и Мусылманбек были соруководителями омской молодежной организации «Бірлік».

Воспоминания современников об Асылбеке

Конечно же жизнь такого неординарного и замечательного человека не могла пройти мимо его поколения. К примеру, подробно о нем пишет Сакен Сейфуллин в своем романе «Тернистый путь», где многие сведения о нем имеют чисто документальный характер. Известно, что они познакомились еще в 1916 году во время проведения сельскохозяйственной переписи населения Акмолинского уезда. Тогда территория уезда была разделена на две части и для лучшей организации этой работы были созданы две комиссии: южная и северная. Южную часть возглавил А. Сеитов, только что окончивший Томский госуниверситет, а северную – С.Сейфуллин. Писатель пишет в уважительном тоне о Асылбеке Сеитове, несмотря на то, что они в первые годы противостояния советской власти и представителей алашского движения, практически были идейными противниками и политическими оппонентами. В своей книге писатель более 15 раз упоминает имя Асылбека Сеитова.

Известный деятель Алимхан Ермеков тоже тепло отзывался о нем:

«В студенческие годы я был довольно близок к Сеитову Асылбеку. Это был скромный человек, прямой, исключительно честный, большой труженик. Был в достаточной степени заражен идеей служения народу».

Где бы он ни был, на какой бы работе он не находился, он всегда призывал казахскую молодежь к просвещению, к знаниям, ибо в этом видел чуть ли не единственный выход из колониального ярма царской администрации. К примеру, он сыграл решающую роль в профессиональном выборе К.И. Сатпаева. Шайбай Айманов, когда-то работавший под руководством А. Сеитова, писал в своих поздних воспоминаниях: «Собственно и Сатпаев Каныш, и Барлыбаев Хабиб по настойчивому совету Асылбека пошли продолжить образование». Он был близок к великому казахскому поэту М. Жумабаеву, А. Ермекову. Скажем больше: они были близкими друзьями. Несмотря на разницу в возрасте он был духовным братом А. Букейхану, А. Байтурсунулы, М. Дулатулы.

Годы работы в Баянауле и Семипалатинске

После окончания вуза, немного поработав в Омске, он был направлен в казачью станицу Баянаул Павлодарского уезда Семипалатинской области, где проработал до 1922 года. В советское время бывших алашординцев не допускали к власти, но грамотных кадров не хватало. Поэтому советское правительство было вынуждено использовать знания «царских специалистов». А. Сеитов много и усердно работал на ниве народного здравоохранения. Был главным врачом в Баянауле, затем в течение 15 лет от занимал должность заведующего Семипалатинского губздрава (губернского отдела здравоохранения - авт.). Современники нередко видели его в местах эпидемий, спасающего сотни и тысячи своих земляков от болезней. В годы гражданской войны, разрухи, голода и эпидемии вместе со своим небольшим коллективом - военным фельдшером Бельдениновым, фельдшерами Габбасом и Шайбаем Аймановыми - боролся с тифом, малярией, холерой, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями. Вот что писал о своем наставнике и трудных годах совместной работы Шайбай Айманов: «Бельденинов, Размазнов, 4 медсестры умерли от тифа и ему (Асылбеку Сеитову) пришлось работать одному, неоткуда было требовать работников, так как и в Павлодаре, и в Акмолинске бушевала эпидемия, работников не хватало, сравнительно с Акмолинском, Павлодаром, смертность в нашей районе была гораздо ниже». Известно, что это стало возможно подвижничеству и профессиональному мастерству таких как Асылбек Сеитов. А вот как вспоминает об Асылбеке доцент КазНПУ им.Абая, историк Садуакас Бакшилов: «В 1929 году я находился в очень тяжелом состоянии от воспаления легких. Меня вылечил и поставил на ноги наш брат Асылбек Сеитов. Он был гуманным, добрым и открытым человеком».

По его инициативе и при непосредственном участии были созданы санатории «Аул» и «Березовка» для лечения больных туберкулезом. Как видный организатор здравоохранения республики он был делегатом первого съезда врачей и первого съезда Советов в первой столице автономного Казахстана в г. Оренбурге. Наряду с практической работой он не переставал заниматься общественно-политической деятельностью. Так, на страницах ежемесячного общественно-политического и литературно-краеведческого журнала «Таң» («Утро» - авт.) он выступал с злободневными статьями. Кстати, в этом же издании публиковались статьи С. Сейфуллина, М. Ауэзова и других представителей творческой интеллигенции. В одном из номеров этого журнала за 1925 году, затрагивая проблему высокой детской смертности среди казахов, он с огорчением и с сожалением писал:

«По данным переписи в Семипалатинской губернии из 100 новорожденных умирает 48, не достигнув и годового возраста, в то время как в Норвегии и Швеции – 7, Англии – 11, Франции – 13, Германии – 17».

В 1931-1933 годах он вместе с женой Нафией спасли жизни сотен своих земляков, прибывавших в Семипалатинск из соседнего региона. Среди спасенных от голода был и выдающийся историк Ермухан Бекмаханов. Вот как вспоминает об этих тяжелых днях дочь алашского деятеля Роза Асылбековна: «Мне запомнились 1932–1933 голодные годы. Наш дом одолевали голодные земляки. Папа и мама старались их устроить, помочь чем-либо. Многие из них добирались до нас из далекого Баян-аула. Это были не родичи, а земляки. Чтобы не обременять отца расходами, мама сдавала свое фамильное серебро, золото в Торгсин, т.к. только там можно было достать ткани и обувь для этих людей… Среди них были Жантемировы, оба пенсионеры, до последнего времени работали в ЦК партии».

Перевод на работу в Алма-Ату

В июне 1937 года он был приглашен в Казнаркомздрав (Казахский народный комиссариат здравоохранения - авт.) на должность заведующего отделом. Параллельно он не оставлял врачебную практику. В конце ноября 1937 года Наркомздравом Казахстана было поручено начальнику планового отдела наркомата А. Сеитову на базе амбулатории при табачной фабрике организовать поликлинику. Он досрочно выполнил задание своего ведомства: 25 ноября 1937 года поликлиника № 5 в городе Алма-Ате заработала и Асылбек общим решением собрания коллектива единогласно был избран ее первым главным врачом. Поликлиника обслуживала тогда жителей Ленинского (ныне Жетысуйского - авт.) района города Алма-Ата, которая была здесь единственным медицинским учреждением. Поликлиника была размещена в одноэтажном здании, примыкающем к табачной фабрике, имея всего 3-4 врача в своем штате, обеспечивала нужды почти 18 тысяч человек.

Арест и репрессии

Но по воле злого рока он руководил поликлиникой всего лишь 5 дней. 1 декабря 1937 года Асылбек был арестован и осужден на 10 лет без права переписки, что по тем временам означала «расстрельную» статью. Мне удалось пролистать сфабрикованные материалы его уголовного дела: Асылбек не выдал ни одного алашского деятеля. У следователя были вопросы про Алихана и других деятелей Алаша. Когда его спрашивали, знал ли он того или иного представителя интеллигенции, то он отвечал категорическим отказом, если его бывший однопартиец был жив. Но соглашался в знакомстве с теми, кто уже был расстрелян. Вскоре это заметил и сам следователь: «Почему вы «знакомы» только с теми, кто уже расстрелян?!». Это был ловкий прием Асылбека, чтобы отвести вину от родных братьев и соратников. Вот сухие строки из архивной копии Государственного архива Алматинской области от 22 октября 1996 года:

«Сеитов осужден за то, что он с 1917 по 1921 года является крупным алаш-ординцем, с 1930 по 1933 годы, работая врачом среди окружавших его лиц, вел антисоветскую агитацию».

Один из доносчиков из его близкого окружения в своем показании на своего товарища показал, что «Сеитов в разговоре с ним в 1933 году рассказал о целом ряде фактов бедственного положения части казахского населения и что это якобы является следствием политики Советской власти и спасением от этого положения может быть переход казахов в Китай». А в выписке из протокола заседания тройки НКВД Алма-Атинской области от 4 декабря 1937 года были подчеркнуто, что «участвовал на ряде к-р (контрреволюционных-авт.) сборищ, где разбирались дела захвата советского аппарата и удаления русских из Казахстана…поддерживал связь с врагом народа Букейхановым и др., с ним обсуждал вопросы систематического ведения контрреволюционной работы в Казахстане».

Его супруга Нафия практически каждый день приходила в здание тюрьмы. Но уже 8 декабря этого же года ее муж был расстрелян как враг народа.

Участь братьев Асылбека Сеитова

Вскоре были расстреляны и два его брата – Мусылманбек и Муратбек. Жена Муратбека Рауза Садвокасовна была узницей Карлага и Алжира. А Султанбек чудом избежал репрессии, прожив до преклонного возраста в кругу своей семьи, работая лесничим в Семипалатинске. Он, боясь новой волны репрессии, не общался с детьми репрессированных братьев. Один из его сыновей Сеитов Назымбек Султанбекович работал в Семипалатинском мединституте. Отношения между детьми родных братьев не поддерживались. Муратбек до ареста работал хирургом в городе Степняк Кокчетавской области. Дети были сданы в детский дом, а жена этапирована в лагеря. Дети Мусульманбека (старшего звали Динше-авт.) тоже не состоялись как «дети врагов народа».

Судьба жены и дочерей

Над семьей нависла серьезная угроза. Старшей дочери А. Сеитова Розе (Рауза) было в день ареста отца всего лишь 14 лет. Младшая дочь Клара вот-вот должная была родиться. Этого радостного события так сильно ждал Асылбек Сеитов. Убитая горем супруга репрессированного Сеитова (Шорманова) Нафия Садуакасовна, спасая свою семью, январской ночью 1938 года сбежала с дочерью в Омск, на родину отца. В то тревожное время практиковался оригинальный способ защиты от жерновов массовых репрессий: с Казахстана сбегали в Россию, а из России – в Казахстан. Но слух об аресте Асылбека Сеитова несколько опередил беглецов. И омские родственники – Айтпеновы и Шормановы, боясь контакта с семьей «врага народа», практически остались безучастной к судьбе этой семьи. Помогли чужие люди: их приютила русская семья, сама жившая в полуподвальном доме в г. Омске, при этом не беря ни копейки за постой. Вскоре родилась и вторая дочь Асылбека – Клара. Но глубокая психологическая травма, полученная от расстрела мужа, переживания о любимом муже, плохие бытовые условия, прогрессирующая болезнь привели к тому, что 9 апреля 1939 года Нафия скончалась. Ее дети – подросток и грудной ребенок остались без крова, без самых близких людей, без материальной и моральной поддержки. Как вспоминает младшая дочь Асылбека Клара: «Не знаю, как я выжила, ведь много лет подряд после рождения первого ребенка мама не могла иметь детей: все попытки заканчивались неудачей: дети не выживали. А я выношенная в такое трагическое для мамы время, выжила! Иногда думаю, что это Всевышний сохранил мне жизнь для того, чтобы имя моего отца и светлую память о нем донесла до людей!».

В 1941 году их оборванных, голодных застала вторая жена их дедушки по матери Зейнеп. Она же настояла, чтобы по окончании школы в том же году Роза срочно уехала в Казахстан на учебу. Но неожиданно от обострения ревматизма умерла и недавно приехавшая бабушка. Долгое время Рауза не знала об этом обстоятельстве. Вскоре Клару, бродящую по улицам города, забирает Шорманов Нурмухамед, который тогда женился на русской женщине Полине Ивановне. И именно по ее настоянию Клара оказалась в новой семье, которая сама испытывала материальные трудности.

Возвращение Клары Сеитовой в Казахстан

Клара до 1947 года находилась в Омске. В 1945 году Рауза вышла замуж за бывшего фронтовика, а тогда уже следователя по особо важным делам Желдыбая Шуленбаева. И в 1947 году Рауза обмолвилась, что хочет найти и вернуть свою сестренку в Казахстан. Реакция бывшего фронтовика была мгновенной: он сразу же выехал в Омск и вскоре нашел обессилевшую Клару, которой предстояло ампутация ноги из-за обострения гангрены. Он быстро доставил ее на санитарной авиации в Павлодар и передал местным хирургам, которым строго-настрого запретил ампутировать ей ногу под угрозой лишения партийных билетов. Для ее лечения нашли новое лекарство, которое было предложено фронтовиком: когда-то в ходе тяжелого ранения на войне это лекарство спасло его от последствий пулевого ранения в легкие.

Как и другим родственникам врагов народа им пришлось пройти через многочисленные тернии и испытания. Но в одном они были верны: обе получили высшее образование и пронесли светлую память о своем отце. Перед своей кончиной Нафия Сеитова завещала дочери Раузе найти следы отца.

Возвращение имени отца

В 1993 года дочерям представилась возможность ознакомиться с уголовным делом отца. Когда старшая дочь Асылбека Рауза узнала имена доносчиков на отца, ее парализовало, и она вскоре умерла. С доносчиками они близко общались в Алматы и никак не подозревали, что именно они сдали их отца сотрудникам НКВД.

Сегодня в Алматы живет сын Раузы Мурат и младшая дочь Асылбека Клара, хранящие добрую память фамилии Сеитовых. Большую поисковую работу ведет младшая дочь Асылбека – Клара. Практически почти 60 лет имя выдающегося деятеля казахского народа было вычеркнуто из истории, хотя он и был реабилитирован, как и основная масса незаконно репрессированных в 1956 году с банальной юридической формулировкой «за отсутствием состава преступления». Как вспоминает младшая дочь А. Сеитова Клара: «Одиссея жизни детей врагов народа мало кого интересует, мы были изгоями в родном Отечестве. Однако никто не мог вытравить из нашей жизни память о любимом отце, давшем нам жизнь». Любовь и уважение к отцу они пронесли через всю свою жизнь. Носила фамилию своего отца с гордостью, стараясь ничем не запятнать его светлое и доброе имя. 31 мая 1997 года в день памяти репрессированных на здании Алматинской поликлиники № 5, основателем которого был А. Сеитов в память о нем была торжественно установлена мемориальная доска. Одна из улиц Семипалатинска и Алматы названа его именем. Издана книга об Асылбеке Сеитове.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?